На систему спасения подводников не хватает денег
Глубоководный водолазный комплекс, который должен был стать основой спасательных сил ВМФ, задерживается из-за хронического недофинансирования. Как рассказали разработчики, из 9 млрд рублей, выделенных на проект, за шесть лет военные перечислили судостроителям лишь 3,3 млрд.
«Адмиралтейские верфи» большую часть средств – 5 млрд рублей – решили потратить на спасательное судно «Игорь Белоусов», а на саму систему выделили лишь 2,4 млрд. В результате нет ни системы, ни судна», – отметил представитель ВМФ.
Два высокопоставленных представителя «Адмиралтейских верфей» наотрез отказались обсуждать с «Известиями» причины, по которым «Белоусов» с системой спасения подводников до сих пор не построен, заявив, что истинную причину недофинансирования знают только в Объединенной судостроительной компании (ОСК), которая объединяет судостроителей. ОСК также отказалась от комментариев.
В КБ «Лазурит», где разработали сам спасательный комплекс и которое не входит в ОСК, пояснили, что из 1,8 млрд рублей, запланированных для строительства системы, получили за шесть лет всего 500 млн. На эти деньги им удалось создать проектную документацию и проавансировать поставки комплектующих.
Ситуация с системой осложняется тем, что часть комплектующих для нее решили закупать в Италии – в России достойных производств не нашлось. Общая стоимость итальянского оборудования в проекте – около 17 млн евро (680 млн рублей). 200 млн рублей уже перечислены, что чтобы получить оборудование, нужно доплатить и оставшиеся 480 млн.
На этом фоне «Адмиралтейские верфи» пытаются разорвать контракт с КБ «Лазурит» в пользу другой фирмы, заявившей о готовности поставить полностью готовое иностранное оборудование для «Белоусова» за 1,3 млрд рублей. В этом случае общая стоимость проекта вырастет, а итальянцам за разрыв контракта придется платить неустойку. При этом для новой системы придется полностью менять проект.
Трагедия с «Курском» ничему не научила
Такая ситуация складывается в условиях, когда флоту спасательные корабли с глубоководными системами жизненно необходимы.
Капитан 1 ранга запаса Константин Сивков уверен, что дефицит спасательного оборудования остается главной угрозой боеспособности ВМФ. «За двадцать постсоветских лет спасательные силы практически исчезли, особенно серьезно пострадали океанские флоты – Северный и Тихоокеанский, где были списаны и проданы за рубеж мощные буксиры-спасатели. За те годы, что прошли с катастрофы «Курска», сделано было явно недостаточно, флоту по-прежнему не хватает современного спасательного оборудования», – отмечает Сивков.