Российские специалисты, работающие в области авиации, вновь обращаются к президенту России с призывом остановить упадок отечественного авиапрома.
В ходе «круглого стола», организованного «Московским Комсомольцем», летчики отметили, что сегодня в России целенаправленно уничтожается отечественная авиация. «Руководство ведет к тому, чтобы летчики летали на зарубежных самолетах. Делается это очень просто. У тех, кто летает на «Боингах» или «Эйрбасах», зарплата в несколько раз выше. У обоих одинаковый багаж знаний, опыт, класс, маршруты, а зарплата ниже, и только из-за типов самолетов, – говорит Владимир Сальников, командир «Ил-96-300», имеющий общий безаварийный налет более 20 тысяч часов. – Наши самолеты на порядок лучше зарубежных, поверьте мне как профессионалу. Отечественные самолеты приспособлены к российским условиям –- к 60-градусным морозам, как бывает в Якутии («Эйрбасы» летают при температуре не ниже минус 42 градусов), аэродромам (в России единицы идеальных ВПП). Если уберут «Ил-96-300», многие населенные пункты просто окажутся отрезанными».
Российские специалисты отмечают, что даже американские летчики-испытатели назвали «Ил-96-300» самым надежным и безопасным самолетом в мире. «Министр промышленности Христенко заявляет, что «Ил-96-300» – вчерашний день. Хотя на сегодняшний день этот самолет не убил ни одного пассажира. Более того, сегодня этот самолет доведен до того, что может сам выполнить посадку, без участия летчиков. Это первый российский самолет с такими показателями. Опять же «Ил-96-400» (грузовой вариант) можно преобразовать в пассажирский на 450 мест бизнес- и экономклассов. Можно сделать три класса – первый, бизнес и эконом с пассажировместимостью в 325 кресел. При этом в отличие от «Аэробусов» и «Боингов» у него большая дальность», – поясняет Сальников.
Впрочем, российская авиация может гордиться не только этим самолетом. «В Якутске не нарадуются на самолет «Ан-140». Пассажировместимость – 52 кресла, дальность хорошая, показатели отличные. Якутия в свое время сделала заявку на 30 таких самолетов. Но президент Объединенной авиастроительной корпорации Погосян заявил, что самолет не востребован, и эту заявку даже не приняли. «Ан-148», «Ан-158», которые на 95% сделаны из российских комплектующих, тоже «неперспективные». Хотя они в принципе являются аналогом «Суперджета»... У «Ту-204», «Ту-214», «Ту-204СМ» дальность полета 5-7 тысяч километров, все комплектующие российские. Опять руководство заявляет, что они не нужны, – говорит Сальников. – Новый проект Погосяна – «МС-21», только на разработку которого он запросил 5 млрд. долларов, по геометрическим и техническим данным точь-в-точь как «Ту-204СМ». Зачем эти 5 млрд. тратить, если у нас уже есть такой самолет? Производя свои самолеты, мы обладаем полной стратегической независимостью от Запада. Производя «Суперджеты» и «МС21», мы теряем эту независимость. Видимо, это кому-то нужно…»
Летчики отмечают, что разрекламированный «Суперджет» никак нельзя назвать «новинкой». «В компоновке «Суперджет» никакой новинки из себя не представляет. Двигатель и авионика у него – импортные. Все, что требовалось, – сложить все вместе. Этим у нас занимались пять лет. А советская авиационная промышленность выполнила бы этот заказ за несколько месяцев», – говорит Валерий Пимошенко, действующий командир «Боинга-767».
Авиация, которую мы потеряли
Говорили специалисты и о других проблемах. В частности, о том, что в России ухудшается ситуация с подготовкой летного состава. Если раньше в стране было 5 гражданских летных училищ, которые выпускали две тысячи пилотов в год, то сейчас осталось только одно, выпускающее в 5 раз меньше пилотов, чем необходимо.
«По всей России уже ощущается нехватка летного состава. Это связано с тем, что почти все летные училища закрыты. Сейчас по 50-70 человек в год выпускается. А нужно – 700», – отмечает Владимир Сальников.
В результате растут нагрузки на действующих летчиков, снижается безопасность полетов.