В деле полковника Захарченко «всплыли» ФРС США и «откаты» топ-менеджерам
Как стало известно СМИ, в ближайшие дни следствие по уголовному делу полковника МВД Дмитрия Захарченко установит происхождение изъятой в квартире его сестры валюты с помощью Федеральной резервной системы США, в которую уже был направлен соответствующий запрос.
По данным близкого к расследованию источника «Коммерсанта», опытнейший специалист по раскрытию преступлений в финансовой сфере Захарченко допустил ошибку, взяв на хранение так называемые кирпичи - целлофановые упаковки с долларами, выпускаемые банками Федеральной резервной системы США. Эти упаковки, номиналом по $200 тыс. каждая, как было установлено следствием, не распаковывались с тех пор, как были привезены авиарейсами из-за океана, поэтому на перетягивающих купюры бумажных лентах изнутри сохранились печати некоторых из двенадцати региональных банков, входящих в ФРС. Например, Федерального резервного банка Сан-Франциско.
Как пояснил источник СМИ, уже на следующий день после задержания господина Захарченко участники расследования через Центробанк и Росфинмониторинг направили в ФРС США запрос, в котором попросили указать, какой из российских банков заказывал подозрительную валюту. Получателем, по мнению оперативников, могла быть лишь крупная кредитная организация, способная перегнать большую сумму долларов на свой корсчет в США безналом и затребовать оттуда кэш.
Следующим этапом расследования, очевидно, станет выемка документов у банка -заказчика валюты и выяснение клиентов, которые купили у него за наличные рубли те самые $120 млн, которые были затем обнаружены в квартире сестры полицейского Захарченко.
«Налог на башню»
Пока участники расследования полагают, что изъятые по делу доллары были приобретены в российском банке за наличные рубли, которые являлись не чем иным, как «откатами», предназначенными топ-менеджерам крупнейших российских нефтяных и газовых компаний, за расходованием средств в которых по долгу службы следил врио начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Захарченко. Как пояснил «Коммерсанту» другой источник, оперативники управления «Т» традиционно интересовались в первую очередь подрядами на монтаж нефте- и газопроводов, замену и ремонт перекачивающего оборудования, строительство поселков и дорог, которые компании заключали с подрядчиками. Поскольку подобные расходы для любой крупной компании исчисляются в миллиардах или в десятках миллиардов рублей, желающих получить доступ к освоению этих денег всегда было в избытке. «Соответственно, участие в тендерах превращалось в жестокую борьбу с конкурентами, в которой побеждали не всегда лучшие,— нередко их выигрывали претенденты, готовые отдать порядка 30% стоимости заказа наличными порекомендовавшим их топ-менеджерам корпораций»,- пояснил собеседник издания. По его словам, это был так называемый налог на башню - центральный офис компании-заказчика.