Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

СМИ: Ил-76 разбился из-за ошибки пилота

Как стало известно СМИ, разбившийся 1 июля при тушении лесного пожара в Иркутской области Ил-76 МЧС России не падал, а ударился о склон сопки в так называемом контролируемом полете. Об этом говорят результаты расшифровки бортового самописца самолета.

При этом авария, в результате которой погибли десять членов экипажа, произошла еще до подлета транспортника к очагу пожара - самолет рухнул вместе с 42 тоннами воды, которые так и не успел сбросить. Таким образом, доминирующей в расследовании стала версия об ошибке опытнейшего командира Ил-76 Леонида Филина, который мог потерять ориентировку в пространстве из-за плохой видимости.

Как сообщил «Коммерсанту» близкий к расследованию катастрофы источник, полученная экспертами МАК информация с параметрического самописца Ил-76 позволила исключить прозвучавшие ранее версии о возможных технических неполадках на борту транспортника, возникших в связи с его попаданием в зону лесного пожара. Таких, например, как резкое повышение температуры поступающего в двигатели воздуха или образование слоя копоти на лопатках турбин - все эти проблемы обязательно привели бы к падению тяги, которая, по данным расшифровки, соответствовала выбранному летчиками режиму. Как следует из расшифровки речевого самописца, о каких-либо проблемах на борту не говорили и пилоты. О предстоящем крушении экипаж не догадывался почти до самого столкновения с сопкой.

По данным источника издания, на подлете к Качугскому району, в котором экипажу предстояло сбросить 42 тонны воды в некоей условной точке, определенной планом операции как пожар N40, летчики снизились до минимально безопасной высоты. Она должна быть на 200 метров выше самой высокой точки рельефа в зоне полетов. Для Качугского района, на территории которого преобладают невысокие пологие холмы, она соответствовала примерно 1400 метров. Однако пожар N40 бушевал в низине, на отметке около 800 метров, и сбрасывать на него воду с 600-метровой высоты не имело смысла - она бы просто испарилась еще на подлете к очагу. Поэтому пилотам пришлось выбирать траекторию движения так, чтобы подобраться к цели и одновременно снизиться, минуя возвышенности.

Отметим, что руководства летной эксплуатации (РЛЭ) всех самолетов и вообще все авиационные правила категорически запрещают пилотам снижаться ниже минимально допустимой высоты полета. Однако для авиации МЧС, сотрудникам которой приходится работать в особых условиях, были разработаны так называемые дополнения к РЛЭ Ил-76, позволяющие спасателям отступать от установленных норм. Этот документ сейчас внимательно изучают участники технической комиссии. Возможно, после окончания расследования эксперты порекомендуют внести в дополнения ужесточающие поправки. Не исключено также, что после иркутской трагедии, в результате которой погиб в полном составе один из лучших экипажей МЧС, самим спасателям придется пересмотреть выработанную ранее тактику борьбы с лесными пожарами.

Полная версия