3 мая на Би-би-си выйдет в эфир телепередача из серии «Теории заговора» (Conspiracy Files), посвященная расследованию причин крушения в июле 2014 года на востоке Украины «Боинга» Malaysia Airlines, выполнявшего рейс из Амстердама в Куала-Лумпур.
В российской и украинской прессе растиражированы сообщения из британских газет, согласно которым авторы программы Би-би-си якобы установили причастность к катастрофе «Боинга» ЦРУ и голландских спецслужб.
Однако автор программы Майк Рудин в интервью Русской службе Би-би-си сказал, что «претендующая на сенсацию утечка» – всего лишь одна из многих версий, изученных создателями Conspiracy Files.
«В программе мы рассматриваем много разных теорий о том, что же случилось. И одна из теорий, которая как раз исходит из России, заключается в том, что бомба, или даже две, были заложены на борту самолета, выполнявшего рейс MH17. Но это весьма маловероятно. По обломкам лайнера видно, что воздействие было извне. То есть все говорит о том, что это был взрыв ракеты снаружи, а не устройства на борту», - говорит Рудин.
Работая над фильмом, съемочная группа побывала во многих странах, так или иначе имеющих отношение к гибели рейса MH17: на Украине, в России, Нидерландах и даже в США.
Большую часть времени – несколько недель – журналисты провели на Украине, ездили на место крушения, были в Донецке и его окрестностях.
«Для меня важным результатом поездки на Украину было то, что мы говорили не только с теми, кто утверждает, что видел еще один самолет в воздухе [в момент крушения]. Мы также поговорили с людьми, которые рассказали, что видели ракету, пущенную со стороны близлежащего небольшого городка под названием Красный Октябрь. Были также и те, кто видел просто момент взрыва, но не видел другого самолета в небе», - рассказал автор фильма в интервью Русской службе Би-би-си.
«Некоторые интервью мы записывали на условиях анонимности, но собеседников у нас было много, и они высказывали разные точки зрения. Но если суммировать все то, что они нам рассказали, то их свидетельства подтверждают официальную версию, которая гласит, что «Боинг» был сбит «Буком» российского производства, пущенным с территории, контролируемой повстанцами», - делает вывод Майк Рудин.
По его словам, создатели программы были крайне удивлены тем, что, столкнувшись с такими серьезными обвинениями, российская сторона не спешит разубеждать мировое сообщество.
«Мы просили российский МИД об интервью, но они отказались. Мы также просили о встрече с представителями компании «Алмаз-Антей» - разработчиком зенитных систем «Бук», но и они не захотели с нами говорить. Мы провели в Москве неделю и заранее просили еще о ряде интервью, но нам отказали. Мы были очень удивлены, нам казалось, что люди захотят высказаться, представить свою точку зрения, но они решили иначе. Я понимаю, что Россия отрицает свою причастность к крушению», - рассказывает Майк Рудин.
Существует еще одна версия, согласно которой самолет был сбит другим самолетом - украинским Су-25. Однако, как говорит Рудин, его изыскания показали, что это тоже очень маловероятно.
«Этот самолет не летает так высоко, это штурмовик. Он оснащен небольшими ракетами, по сравнению с «Буком» они вообще крошечные. А повреждения «Боинга» огромны – количество прошивших его осколков превышает 800. Если бы ракета была пущена с истребителя, то она целила бы в двигатель, а не в кабину пилота. Су-25 могут подниматься на большую высоту только налегке, без вооружения. То есть это самый неподходящий тип военного самолета для выполнения подобной задачи. К сожалению, многие доклады, опубликованные по этому вопросу на сегодняшний день, проигнорировали эти данные. Но все говорит о том, что «Боинг» сбит ракетой [с земли], а не другим самолетом».