В России изменились правила дорожного движения
Целый ряд нормативно-правовых актов, изменяющих законодательство в сфере дорожного движения, вступает в силу в России в среду, 1 июля.
Изменения затронут самые разные сферы, начиная от ужесточения ответственности водителей за нарушения ПДД и перевода некоторых нарушений из административной в уголовную сферу, заканчивая принципиально новыми правилами поведения автовладельцев на месте дорожно-транспортного происшествия.
Самой резонансной новеллой из вступающих в силу 1 июля станет статья Уголовного Кодекса «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». Она предусматривает до двух лет лишения свободы и до трех лет лишения водительских прав для тех, кто будет задержан в состоянии опьянения за рулем в течение года после предыдущего аналогичного нарушения.
При этом закон не делает разницы между «доказано» пьяными водителями и гражданами, отказавшимися от медицинского освидетельствования. И в том, и в другом случае повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать судимость уже по уголовной статье, отмечает РИА Новости.
Другим важным изменением станет ужесточение наказания за тяжелые травмы или гибель людей по вине водителя. Статья УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» получила ряд серьезных дополнений. В частности, с 1 июля в ней предусмотрено дополнительное наказание в виде трудовой дисквалификации: суд имеет право запретить виновнику ДТП занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Кроме того, в статью введена «минимальная планка» наказания. Если в ДТП погиб человек, а виновник был пьян, отныне даже с учетом всех смягчающих обстоятельств он не сможет получить менее двух лет лишения свободы. При гибели двух и более лиц минимум составляет четыре года лишения свободы. Максимальное наказание сохраняется на прежнем уровне — в семь и девять лет лишения свободы соответственно. Кроме того, из списка наказаний за эти преступления исключены принудительные работы.
Отдельно для данной статьи законодатель прописал примечание, согласно которому пьяным признается водитель не только после употребления алкоголя, но также и наркотических или психотропных веществ, а равно и отказавшийся от освидетельствования.
Ждать не обязательно
Существенные изменения сделаны и непосредственно в правилах дорожного движения. Так, вводится новый алгоритм действий водителей на месте ДТП. Одно из главных нововведений - возможность обойтись без участия сотрудников полиции или вообще без оформления каких-либо документов.
Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, фиксировать последствия и оформлять документы по-прежнему могут только сотрудники полиции. Если пострадало только имущество, а оба водителя согласны с причинами аварии и оценкой последствий, то новый регламент допускает упрощенное оформление - путем заполнения водителями бланков страховых извещений, так называемый «Европротокол». Если же у водителей вообще нет необходимости в оформлении документов (например, водители не считают ущерб значительным или готовы ограничиться распиской с обязательством оплатить ущерб), им разрешается по обоюдной договоренности покинуть место ДТП.
Еще одно принципиальное новшество в правилах - требование к водителям, попавшим в ДТП, убрать автомобили с дороги, если они мешают движению. Это сделано для того, чтобы сократить число пробок, образующихся в окрестностях любой аварии.
В частности, если в результате ДТП вред причинен только имуществу, по новым правилам водитель обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Если же погибли или ранены люди, освободить проезжую часть требуется лишь в случае полного перекрытия движения других транспортных средств.
В обоих случаях водители предварительно обязаны зафиксировать на фото или на видео положение транспортных средств, полученные повреждения, а также следы и предметы, относящиеся к происшествию.
Впрочем, ГИБДД пока не намерена наказывать водителей, не исполняющих это требование в ожидании полиции из опасений нарушить картину происшествия. Как сообщил журналистам Шакиров, ведомство сначала проверит, как эта норма будет реализовываться на практике, и разработает для водителей соответствующие рекомендации.
Пешеход обязан светиться
Новая редакция ПДД обязывает всех пешеходов, оказавшихся ночью на обочинах загородных дорог, надевать на себя значки или браслеты со световозвращающими элементами. Ранее в правилах подобная норма имела только рекомендательный характер.
При переходе дороги, движении по обочинам или по краю проезжей части в темное время суток пешеходам рекомендуется использовать предметы со световозвращающими элементами. Вне населенных пунктов пешеходы с 1 июля обязаны иметь при себе такие предметы и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.