Москва
18 декабря ‘24
Среда

США закрыли российским ученым доступ в центры по изучению физики

Министерство энергетики США закрыло российским ученым доступ в свои лаборатории - крупнейшие научные центры по изучению физики.

В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо, которое 7 апреля было разослано ученым, сотрудничающим с Брукхейвенской национальной лабораторией - одним из крупнейших научных центров в США. «Посещение гражданами России объектов Министерства энергетики, включая и Брукхейвенскую национальную лабораторию, отложено на неопределенный срок»,- говорится в письме. Документ также запрещает выезд в Россию американским ученым, работающим на Министерство энергетики. Исключение сделано лишь в трех случаях: если поездка посвящена вопросам ядерной безопасности, оружия массового поражения или «соответствует национальным интересам на самом высоком уровне».

В ведении Министерства энергетики США находятся 17 национальных лабораторий, их совокупный бюджет превышает $14 млрд, там работают более 60 тыс. сотрудников. По данным за 2012 год, в лабораториях на постоянной основе работали минимум 2 тыс. граждан России, еще несколько тысяч ежегодно приезжают для краткосрочных научных исследований. Всего в 2013 году в США въехали 6,7 тыс. россиян по визе J, которая выдается в основном ученым и аспирантам.

«Реально это полный разрыв отношений, чего не было долгие годы. Научное сотрудничество с лабораториями Министерства энергетики США идет с советских времен и не прекращалось даже во время холодной войны», - говорит физик Игорь Алексеев, руководитель группы Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) в международной научной коллаборации STAR.

«Российские физики внесли весьма существенный вклад в работу Брукхейвенской лаборатории. Например, наш институт сделал детектор гамма-квантов для их установки «Феникс», - рассказал «Коммерсанту» директор лаборатории ИТЭФ Владимир Образцов. - Сейчас наши ученые должны анализировать полученные данные, и если их не пустят в лабораторию, то от этого пострадает вся международная научная коллаборация, а это 11 стран. Фактически правительство США своим решением наказывает все научное сообщество».

Полная версия