ЕСПЧ требует у РФ данные о сиротах, которых не отпустили в США
Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы более 20 американских семей, которым было отказано в усыновлении российских сирот после вступления в силу так называемого «анти-Магнитского закона», и просит Россию предоставить информацию об этих детях.
В сообщении ЕСПЧ, поступившем в Би-би-си, указывается, что процесс усыновления был прерван уже на последнем этапе, когда все необходимые процедуры были практически завершены.
В своем заявлении истцы также отмечают, что они были подвергнуты дискриминации по национальному признаку, что противоречит Европейской конвенции о правах человека.
Кроме того, заявители подчеркивают, что некоторые ожидающие усыновления дети нуждаются в специальной медицинской помощи, которую они могут получить только в США, а лишение их такой возможности тоже является нарушением конвенции.
Как отметила в интервью «Новой газете» адвокат заявителей Каринна Москаленко, приемные родители уже распланировали жизнь и лечение своих будущих детей и «уже считали их своими», а теперь дети могут подумать, что они их предали.
«Мы рассчитываем, что государство признает нарушения и сделает исключение хотя бы для этих малышей», - сказала Москаленко.
Между тем, вице-премьер российского правительства Ольга Голодец сообщила, что в кабинет министров пока не поступало никакого запроса от ЕСПЧ о сиротах.
Запрет на усыновление
Закон о запрете на усыновление российских сирот гражданами США вступил в силу 1 января 2013 года.
Вскоре после этого появилась информация о том, что у усыновителей возникают проблемы с получением документов на детей. Несколько десятков американских семей, приехавших в Россию, чтобы получить решения суда, свидетельства о рождении и паспорта детей, не могли этого сделать.
22 января Верховный суд подтвердил, что решения об усыновлении российских детей гражданами США, вынесенные до 1 января, необходимо исполнять.
Первая жалоба от имени несостоявшихся американских усыновителей была подана в ЕСПЧ в январе 2013 года четырьмя американскими семьями. Истцы отмечали, что им не дают контактировать с детьми и что они боятся за их психологическое состояние. Постепенно число заявителей увеличилось.
Как отмечает Каринна Москаленко, суд еще весной согласился рассмотреть дело усыновителей в ускоренном порядке и отреагировал достаточно быстро, учитывая объем исков, находящихся на рассмотрении.