Сноуден остался в РФ из-за решения Кубы отказать в посадке самолете
СМИ стали известны детали того, как беглый аналитик американских спецслужб Эдвард Сноуден вылетел из Гонконга в Москву, а также причина, по которой он застрял в российской столице.
По информации источника «Коммерсанта» в окружении экс-сотрудника ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена, до того как вылететь 23 июня из Гонконга в Москву, беглец провел несколько дней в генконсульстве РФ в этом специальном административном районе КНР. Диппредставительство расположено в арендуемом офисе на 21-м этаже высотки Sun Hung Kai в фешенебельном квартале Гонконга Ваньчай.
Источник издания в российских госструктурах признал: Сноуден действительно находился на территории дипмиссии РФ в Гонконге до вылета в Москву. По его словам, Эдварда Сноудена никто не приглашал - он сам обратился в российское генконсульство, сообщив, что намеревается попросить убежища в одной из стран Латинской Америки, и предъявив билет на рейс «Аэрофлота» до Гаваны (через Москву) на 23 июня. При этом беглец заявил, что из-за правозащитной деятельности его жизни угрожает серьезная опасность, и попросил о помощи, сославшись на международные конвенции о правах беженцев.
По словам источника газеты в российских госструктурах, в Москве твердо рассчитывали, что прибывший 23 июня в Шереметьево Эдвард Сноуден не позже чем через 22 часа, как значилось в его билете, вылетит в Гавану. Конечной целью американца должен был стать Эквадор или, по некоторым данным, Боливия. Однако 24 июня на рейсе «Аэрофлота» в Гавану на зарезервированном месте 17А его не обнаружили.
По данным нескольких информированных источников «Коммерсанта», власти Кубы под давлением США проинформировали Москву, что самолету «Аэрофлота» не разрешат посадку в Гаване, если на его борту окажется Эдвард Сноуден. Собеседник издания, близкий к Госдепу, подтвердил: Куба действительно входила в число государств, власти которых получили предупреждение США о том, что любая помощь, оказанная Сноудену, вызовет «нежелательные последствия». Позднее Владимир Путин заметил, что США, «по сути, заблокировали дальнейший перелет» Сноудена, «поднапугав страны», через которые он мог добраться до Латинской Америки.
У Эдварда Сноудена оставался шанс попасть в Боливию на президентском самолете Эво Моралеса, побывавшего с визитом в Москве в начале июля. Но, как показали дальнейшие события (самолету не только отказали в пролете чуть ли не все страны Европы, но и вынудили совершить посадку в Вене для обыска), он правильно сделал, что не воспользовался этим шансом.