Москва
3 января ‘25
Пятница

Смена власти в Венесуэле может ослабить позиции РФ в стране

Возможная смена власти в Венесуэле после смерти президента страны Уго Чавеса может пойти по драматичному сценарию и осложнить положение работающих там российских компаний.

Чавес скончался во вторник в 16.25 по венесуэльскому времени (0.55 мск среды). Незадолго до смерти Чавес вернулся в Каракас из Гаваны, где проходил лечение после последней хирургической операции, перенесенной в декабре 2012 года.

Перед тем, как ехать на Кубу, Чавес впервые назвал имя человека, которого он считает достойным занять пост главы государства, если с ним что-то случится, - это вице-президент, глава МИД Николас Мадуро.

Чавес давно и целенаправленно проводил курс на выстраивание дружеских отношений с Россией. За последние годы Каракас стал одним из важнейших стратегических партнеров Москвы на латиноамериканском континенте. Прежде всего, речь идет о разработке месторождений Хунин-6 в нефтяном поясе Ориноко, где уже началась промышленная добыча, с общим прогнозным объемом инвестиций в 20 миллиардов долларов. Всего российские компании участвуют в пяти проектах по добыче нефти в Венесуэле

Особой строкой идет военно-техническое сотрудничество. По прогнозу Центра анализа мировой торговли оружием, в 2012-2015 годах Венесуэла в структуре российского экспорта вооружений выйдет на второе место после Индии с объемом закупок 3,2 миллиарда долларов.

Будущее неизвестно

Опрошенные агентством «Прайм» эксперты затрудняются предсказать, что ждет Венесуэлу после смерти президента. «В авторитарных странах, лишившихся лидера, обычно события развиваются в зависимости от наличия оппозиции. Если ее нет, как в Ливии, страна погружается в хаос. В Венесуэле оппозиция есть, и она вполне конкурентоспособна, как мы убедились по итогам октябрьских президентских выборов», - рассуждает руководитель Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

По его мнению, военного переворота, скорее всего, не произойдет, как и операции «преемник» - для нее нужна популярность действующего лидера и стабильность системы, а ни того, ни другого в нынешней Венесуэле нет, поэтому оппозиция может легко прийти к власти.

Венесуэльский генералитет уверяет, что обеспечит порядок в стране, но его истинных целей никто не знает, констатирует замдиректора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев. «Мадуро по убеждениям еще более левый, чем Чавес, проповедует «социализм XXI века». Если он придет к власти, то особых телодвижений ожидать не следует. Но и оппозиция, и поддерживающие Чавеса, агрессивны по отношению друг к другу, компромисс маловероятен», - отмечает он.

Зато весьма вероятна борьба между сторонниками антиамериканской позиции Чавеса и его оппонентами, уверен гендиректор Института национальной энергетики (ИНЭ) Сергей Правосудов. «Нашим компаниям придется ощутить на себе все перипетии этой борьбы, самым страшным вариантом которой может стать гражданская война», - считает он.

В этой ситуации будущее российских компаний, ведущих бизнес в Венесуэле, и самих венесуэльских контрактов представляется неопределенным, отмечают эксперты. В подобных странах все завязано на первое лицо, рассуждает Симонов из ФНЭБ.

Но все-таки шанс сохранить влияние в Венесуэле у России есть – ведь не случайно появился Чавес, полагает Правосудов. «Все знают, что США думают лишь о своей выгоде, а вовсе не о благе региона», - подчеркнул эксперт.

Однако средств для защиты своих инвестиций у России немного. «Англосаксы, имеющие разветвленную сеть нефтяных компаний по всему миру, в таких случаях всеми силами защищают политика, с которым заключена договоренность. В ход идут и деньги, и кампании в СМИ, а если все это не помогает, у берегов непокорной страны появляются авианосцы. Вряд ли Россия пойдет на это. На практике она может повлиять на ситуацию лишь в случае принятия соответствующих резолюций в международных структурах, налагая вето», - считает он.

Полная версия