Путин отмечает год возвращения во власть под знаком «национализации элит»
Прошел год с момента избрания Владимира Путина главой государства: хотя он одержал уверенную победу на выборах в период обострения протестной активности после думской кампании, политологи предрекали, что третье президентство простым не будет.
Путин 4 марта 2012 года выиграл третьи на своем счету президентские выборы, набрав 63,6% голосов избирателей.
Ряд экспертов сходятся во мнении, что этот год оказался для Путина гораздо тяжелее его предыдущего президентства (2000-08). «Впервые со времен его прихода к власти в начале 2000-х его право управлять страной было поставлено под вопрос. Это был год сложного маневрирования между различными элитами, был год попыток успокоить население страны, продемонстрировать, что он держит ситуацию под контролем», - считает политолог Павел Святенков.
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов высказал мнение, что Путин не ожидал враждебности со стороны среднего класса, который возник в результате его же реформ и политики, а затем «по большому счету его предал». «После раскола в обществе Путин действовал не на опережение, а так, чтобы купировать исходящую угрозу. Не думаю, что он делал это с большим удовольствием. Мне кажется, он не хотел политической реформы», - полагает эксперт.
При этом выполнение предвыборных обещаний, считают политологи, оказалось непростой задачей, передает РИА Новости. «Выполнение обещаний, которые дал Путин, столкнулось с дефицитом ресурсов. Власть вынуждена расставлять приоритеты и проводить оптимизацию общественного сектора», - объяснил Слатинов.
Святенков, в свою очередь, обращает внимание на то, что «из правительства постоянно раздаются голоса относительно нового этапа приватизации, новой распродажи госимущества. Путину приходится маневрировать между этими требованиями и требованиями большинства населения, которые являются противоположными», - сказал политолог.
«Национализация элиты»
Подводя итоги первого года президентства Путина, многие эксперты главным его итогом называют «национализацию элиты». «Дело даже не в антикоррупционных расследованиях самих по себе - хотя со времен «деда Щелокова» (1983) не помню публичных обвинений в адрес министров, тем более - силовых. Но куда интересней «дело Пехтина». Впервые высокий чиновник публично поплатился за нарушение того, что называется «правилами приличия». Причем, то, что это было сделано вполне мягко, без «растаптывания», на мой взгляд, говорит не о нерешительности, а о разумности и силе власти», - пишет обозреватель Леонид Радзиховский в своем материале для «Российской газеты».
«Человеку предоставляется публичный и цивилизованный выбор - оставаться в бизнесе или быть во власти. Именно цивилизованность выбора позволяет предположить, что речь может идти не о пиар-компании (кстати, ее пиар-эффект я бы не преувеличивал), а о длительной компании по разумной перестройке элит. Никто никого не уничтожает, не унижает, не «порет» - но систематически проводится линия по разделению элиты властной (чиновники) и собственнической (бизнес)», - отмечает Леонид Радзиховский.
«Процесс очищения» элиты
«Создается ощущение, что власти действительно очень серьезно настроены на то, чтобы провести всех чиновников и связанных с ними бизнесменов через процесс очищения, в результате которого кто-то, возможно, окажется в местах лишения свободы, а те, кто выдержит это испытание, создадут принципиально иную среду для жизни и хозяйственной деятельности в стране», - отмечает политолог Андраник Мигранян в своем материале для «Известий».
По его мнению, речь идет ладе не о «национализации элит», а гораздо более серьезных процессах. «Но мой взгляд, это не попытка национализации элиты, а скорее начало мучительного процесса формирования реальной национальной элиты, это попытка искоренить желание богатых и могущественных людей смотреть на свою страну как на пространство, а на народ как человеческий материал, откуда следует извлекать богатства для себя и для своих близких и использовать их за пределами России. Это давно назревший шаг на пути формирования ответственной перед страной национальной элиты, для которой Родина - это сообщество людей, объединенных общей историей, культурой, языком и традициями, за настоящее и будущее которой они несут огромную ответственность», - пишет Андраник Мигранян.