Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

В России вступает в силу закон об НКО-иностранных агентах

Новый закон, который обязывает российские НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве иностранных агентов, вступает в силу 20 ноября.

Согласно закону, любая НКО, отвечающая двум признакам - финансирование из-за рубежа и участие в политической деятельности - в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Для этих НКО будет действовать иной правовой режим, чем для обычных НКО - предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.

Отдельные положения закона не распространяются на религиозные организации, государственные корпорации, государственные компании и созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты.

Новый закон об НКО, принятый Госдумой 13 июля 2012 года, одобренный Советом Федерации 18 июля и подписанный президентом 20 июля, вызвал неоднозначную оценку в обществе.

Ранее представители ряда правозащитных организаций, в том числе Московская Хельсинкская группа, движение «За права человека», центр «Мемориал», ассоциация «Голос», заявили, что не будут регистрироваться в качестве иностранных агентов и намерены «предпринимать все возможные правовые шаги против дискриминационной практики», установленной новым законом, сообщает РИА Новости.

НКО возмущены новым законом

«Мы не являемся иностранными агентами. Мы не можем так себя называть. Этого требует закон, но мы не будем давать ложные сведения. Суд может постановить, что мы - иностранный агент, что МХГ получает деньги из-за рубежа, занимается политикой и влияет на общественное мнение. Мы не собираемся отказываться от влияния на общественное мнение, мы этим занимаемся с момента нашего возникновения 36 лет назад», - передает «Интерфакс» слова главы старейшей в России правозащитной организации, Московской Хельсинкской группы, Людмилы Алексеевой.

НКО не собираются добровольно входить в реестр и будут отстаивать свои права в судах. «Мы не агенты, если Минюст обратится в суд и решение будет не в нашу пользу, мы будем судиться дальше»,- заявил «Коммерсанту» глава центра «Сова» Александр Верховский. Он подчеркнул, что расплывчатые формулировки закона «могут использоваться выборочно - они для того и существуют». «Больше всего беспокоят региональные организации, всегда проявляется бюрократическая соревновательность, чиновникам придется найти какого-нибудь агента»,- отметил Верховский.

По его мнению, в том, что многие члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) могут как руководители НКО оказаться «иностранными агентами», есть «элемент идиотизма»: ««Иностранные агенты» везде должны представляться, встаешь и произносишь на президентском совете: «Я иностранный агент, хочу вам сказать...»».

Полная версия