Москва
18 января ‘25
Суббота

«Анатомия протеста-2» «может стать оправданием репрессий»

Сергей Удальцов прокомментировал продемонстрированный на НТВ фильм.

Продемонстрированная в пятницу передача НТВ наделала гораздо больше шума, чем предыдущая «Анатомия протеста», отчасти потому, что теперь она затрагивает не все оппозиционное движение, а отдельных лидеров, в первую очередь Сергея Удальцова. В частности, его переговоры с Гиви Таргамадзе (главой комитета грузинского парламента по обороне) о подготовке силового свержения власти.

«Московскому Комсомольцу» удалось связаться с героями записи и выяснить неизвестные ранее подробности скандальной программы.

Сам Удальцов рассказал, что не помнит конкретной встречи, но не отрицает, что на записях фигурирует он лично. От подробных комментариев в первые дни после показа «Анатомии протеста-2» он отказывался, отмечая, что для дела «деньги можно брать хоть у дьявола», чем еще больше подогревал версии о том, что сотрудничество с авторами «революции роз» в Грузии было. Однако он уверил нас, что о Таргамадзе узнал только после выхода программы, а с кем именно он встречался, не помнит.

«Скорее всего это многослойная компиляция различных разговоров. Такое ощущение, что это чуть ли не совместная операция российских и грузинских спецслужб. Я не могу пока ничего утверждать, но у меня сложилось впечатление, что цель передачи - не только дискредитировать меня, уж слишком странно совпадение даты ее выпуска с выборами в Грузии», - отметил Удальцов.

На записи встречи Удальцова и человека, которого авторы представляют как Гиви Таргамадзе, присутствуют еще трое соратников координатора «Левого фронта». Среди них - его помощник Леонид Развозжаев. Он дал откровенное интервью газете и даже рассказал, что за встречу продемонстрировали телезрителям.

«В записи, которую показали на НТВ, куски выдернуты из контекста. Они показали только то, что касалось силового захвата власти, но вырезали моменты, когда мы говорили, что мирный сценарий предпочтительнее, и объясняли почему. Вообще создалось впечатление, что в озвучке смонтированы куски из разных разговоров. Где-то они подставлены, а где-то реальные. Я хочу подчеркнуть, что в итоге эта встреча ничем не закончилась, ни денег, ни каких-либо документов от этого человека у нас нет. Подобные «кухонные» разговоры со стороны могут выглядеть весьма сомнительно, придите на встречу левых активистов - и вы еще не такое там услышите», - отметил Развозжаев.

Помимо левых «пушечным мясом» революции, по данным создателей фильма, должны стать националисты. Удальцов и «Василич-Таргамадзе» (грузинский депутат опровергает факт встречи) в кадре обсуждают их привлечение к силовым действиям, в частности речь идет о группировке баркашовцев, а в качестве наглядного видеоряда - кадры колонны националистов на «Марше миллионов» 15 сентября и довольное лицо одного из лидера «Русских» Александра Белова-Поткина. Он также прокомментировал данный фильм.

«Этот фильм - мечта оппозиции. Надеюсь, что когда-нибудь она материализуется - и США, вместо того чтобы поддерживать Путина, начнут поддерживать протест, а олигархи вместо покупки очередной яхты дадут денег на развитие профсоюзов. Фильм рассчитан на обывателей, ничего не понимающих в нынешней политической ситуации. То, что власть можно свергнуть за 35 тысяч долларов, - смешно. Никакого тесного сотрудничества у левых и националистов нет (ни к счастью и ни к сожалению, просто нет). Что касается баркашовцев, кто их знает... Александр Баркашов, сидя у себя на даче, несомненно, обсуждает захват Кремля. Можно прямо оттуда начать рыть туннель. А если серьезно, такой фильм может стать оправданием готовящихся репрессий, как было в сталинские времена», - считает Белов-Поткин.

«Анатомия протеста-2» проиграла первой части

У СМИ «Анатомия протеста-2» пользовалась меньшей популярностью по сравнению с первой частью. Согласно данным, предоставленным компанией «Медиалогия», в первые четыре дня после трансляции скандального расследования в СМИ появились 739 сообщений с упоминанием «Анатомии протеста-2». Это почти в два раза меньше количества публикаций в российских электронных и бумажных медиа в первые четыре дня после показа первой части расследования.

Падение интереса СМИ к «Анатомии протеста» закономерно, считает президент Фонда развития информационной политики (ФРИП) Светлана Колесник.

«Оба «анатомических» фильма рассчитаны на нижний уровень массовой аудитории телевидения, т.е. на людей, малоосведомленных, склонных потрясаться «ужасами» НТВ и получать политическую информацию в перерывах между сенсациями о том, что кто-то «забыл надеть трусы». Люди с более высокими культурными запросами этот канал почти не смотрят, - пояснила свою позицию «Известиям» Светлана Колесник. - Эффект неожиданности был исчерпан. Привлечь думающую, а значит, и пишущую аудиторию не удалось. Да и было невозможно это сделать после первой программы, чрезмерно аффектированной и содержавшей множество натяжек».

Зато зарубежные СМИ уделили фильму «Анатомия протеста-2» больше внимания, чем первой части. Согласно подсчетам «Национальной службы мониторинга», в англоязычных средствах массовой информации первая часть расследования упоминалась 14 раз, зато вторая - уже 60.

Полная версия