Пикассо как каннибал
В Париже открывается выставка легендарного испанского художника Пабло Пикассо. Ее цель -- продемонстрировать творческий «каннибализм» художника. Каннибализм в данном случае -- заимствование, «поедание» испанцем техники, сюжетов, композиции картин других признанных мэтров, создание бесконечных вариаций на тему их работ.
Экспозиция под названием «Пикассо и мэтры» (Picasso et les maîtres) откроется завтра и продлится до 2 февраля 2009 года. Она проходит в парижском выставочном комплексе Гран-Пале. На выставке представлены 210 работ не только самого Пикассо, но и его художников-вдохновителей. Самые ранние из картин датируются XVI веком, самые поздние -- 1971 годом. Экспозиция является одним из самых дорогих музейных проектов: все картины застрахованы в общей сложности на €2 млрд.
По словам одного из кураторов выставки Анны Бальдассари, цель экспозиции -- позволить сопоставить работы Пикассо и картины авторов предыдущих веков, столкнуть художника с другими великими живописцами, что создает дополнительное измерение, передает RSR.
На выставке собраны работы Рембрандта, Делакруа, Эль Греко, Энгра, Матисса, Гойи, Пуссена, Сезана, Мане, Веласкеса, Ренуара, Дега. Экспозиция наглядно демонстрирует, что Пикассо работал во всех стилях и направлениях: гравюры, натюрморты, масштабные композиции, портреты. Работы поделены на десять тематических залов: ню, натюрморты, цвета. Испанец может надеть фригийский колпак на голову одного из солдат из «Похищения сабинянок» -- темы, заимствованной у Пуссена. Испанец пародирует Рембрандта и его «Женщину, купающуюся в ручье», которую превращает в «Писающую женщину».
Также можно найти картины, выполненные Пикассо «в стиле такого-то»: к примеру, выставлено полотно «Возвращение с крещения» («Счастливая семья», 1917), даже название которого аналогично картине Луи ле Нена, с тем лишь различием, что Пикассо выполнил картину в точечной технике.
«Выставка -- сплетение отношений, смешение источников, отношений, взглядов», -- подчеркивает Бальдассари. Пикассо и сам не раз говорил: «Художник не рождается из небытия». Именно в этом смысле Бальдассари позволяет себе говорить о «беспрецедентном живописном каннибализме» Пикассо.
Отдельный зал посвящен вариациям «Менин» Диего Веласкеса (тем не менее сами «Менины» не привезены в Париж, а стались в музее Прадо). Пикассо сделал 44 вариации «Менин». Параллельно в Лувре открывается выставка с вариациями Пикассо на тему «Алжирских женщин» Делакруа, а в музее Орсэ -- на тему «Завтрака на траве» Эдуарда Мане.