Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Коллекционер считает, что эксперты Christie's не распознали картину да Винчи

Коллекционер из Швейцарии судится с аукционным домом Christie's, обвиняя его экспертов в некомпетентности: они посчитали, что картина, которую коллекционер выставлял на продажу, написана в XIX веке, и оценили ее в $15 тыс., в то время как, возможно, это работа Леонардо да Винчи стоимостью $150 млн.

Жительница Швейцарии Жанн Марчиг подала в суд на аукционный дом Christie's. Она обвиняет экспертов в некомпетентной оценке произведения искусства, которое женщина выставила на продажу. По ее мнению, эксперты сильно продешевили: объявили, что картина стоит около $15 тыс., в то время как работа может принадлежать художнику эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и стоить до $150 млн.

Иск подан в федеральный суд Манхэттена, пишет The Telegraph.

Осмотр

Как следует из искового заявления, в 1998 году Марчиг принесла картину на оценку. Ее осмотрел эксперт Christie's по классической живописи Франсуа Борн. Экспертиза длилась 15 минут. Марчиг предполагала, что картина могла быть написана в эпоху Возрождения, в частности учителем Микеланджело Доменико Гирландайо, современником Леонардо да Винчи.

После осмотра Борн отверг версию о ренессансном происхождении работы. Эксперт заявил, что картина написана в XIX веке неизвестным немецким художником. Он направил Морчиг письмо, в котором отметил, что «восхищен немецкой картиной в духе итальянского Возрождения», оценив ее в $12-15 тыс.

«Как я и говорил, я бы сменил картине раму, чтобы она смотрелась как объект XIX века, а не как подделка под итальянских мастеров», -- говорилось в письме эксперта Christie's. Марчиг не дала согласия на подобное изменение, однако представители дома все равно сменили картине раму и, как подчеркивается в исковом заявлении, даже не вернули ей аутентичную итальянскую раму.

Страшное открытие

Картина выполнена на пергаменте. На ней в профиль изображена девушка, явно принадлежащая к одной из аристократических семей Милана эпохи Возрождения, предположительно, это дочь герцога Миланского Бьянка Сфорца. Картину назвали «Прекрасная принцесса» («La Bella Principessa»). В итоге в 1998 году картина была куплена за $21,85 тыс. коллекционером Питером Сильверменом. Он усомнился, что это работа XIX века, и стал собирать доказательства в пользу версии о ренессансном происхождении девичьего профиля.

Картиной занялись британские ученые. Так, искусствовед и инженер Паскаль Котт снял работу камерой высокого разрешения, в результате чего выяснилось, что на пергаменте имеется отпечаток пальца, который совпадает с тем, что нашли на холсте «Святой Иероним», принадлежащем кисти да Винчи. Более того, углеродное датирование показало, что картина по меньшей мере на 300 лет старше, чем то следует из оценок экспертов аукционного дома.

Марчиг обвиняет Christie's в нарушении обязательства агента действовать честно и грамотно в интересах заказчика и корректно определить происхождение картины. Аукционный дом подобные обвинения отвергает.

Полная версия