Европейская комиссия разрешила правительствам стран ЕС на временной основе оказать поддержку авиакомпаниям, пострадавшим в результате вулканического кризиса. Помощь, однако, не должна предоставляться в форме займов или госгарантий.
Правительства стран ЕС получили право помочь авиакомпаниям, понесшим убытки из-за извержения вулкана Эйяфьялдаекюдль в Исландии.
Соответствующее разрешение дала Европейская комиссия. Эти меры, однако, должны быть временными. «Закрытие европейского воздушного пространства оправдывает как принятие ряда временных мер, так и гибкость применения существующих правил для облегчения положения авиакомпаний и быстрого решения проблем с нехваткой денежных средств», -- говорится в сообщении Еврокомиссии, размещенном на сайте ведомства.
Как заявил еврокомиссар по вопросам транспорта Сиим Каллас, помощь не должна предоставляться в форме займов или госгарантий. Вместо этого Еврокомиссия рекомендует правительствам стран -- членов ЕС отменить некоторые «операционные ограничения», к примеру ограничения на полеты, до полноценного возвращения в нормальный режим функционирования. Брюссель также советует правительствам отсрочить авиакомпаниям выплату сборов. Еще одной мерой помощи является предложение сохранить в аэропортах за авиакомпаниями некоторые временные слоты (промежутки, выделенные рейсу для выполнения самолетом операции прибытия или отправления в определенную дату или время), которые не использовались во время разгара извержения вулкана.
Ущерб европейских авиакомпаний Каллас оценил в €1,2-2 млрд. «Европейский союз пережил беспрецедентный кризис в связи с закрытием воздушного пространства из-за извержения вулкана, что привело к отмене более 100 тысяч рейсов и нарушило планы 10 миллионов пассажиров», -- отметил он.
Еврокомиссар подчеркнул, что первоочередной задачей, стоявшей перед властями ЕС, было обеспечение возможности пассажиров летать вновь. «Теперь мы возвращаемся в нормальный режим работы и можем сфокусироваться на мерах помощи авиакомпаниям», -- подчеркнул Каллас. «Речь идет о практических мерах по облегчению жизни транспортному сектору, чтобы он смог пережить этот кризис», -- отметил он, добавив, что ведомство также предлагает провести и ряд структурных изменений, «чтобы не столкнуться с похожей ситуацией в будущем». Так, Каллас предлагает немедленно пересмотреть существующие процедуры в случае возникновения вулканического облака. Поправки в международное управление гражданской авиации ICAO будут направлены в сентябре.
Извержение вулкана на леднике Эйяфьялдаекюдль в Исландии началось 14 апреля. Это привело к образованию большого облака пепла, из-за чего в большинстве стран Европы с 15 апреля прекратилось авиасообщение: были закрыты аэропорты 15 стран Европы. Лишь 19-20 апреля они начали постепенно открываться.
Международная ассоциация воздушного транспорта IATA сравнила коллапс и убытки авиакомпаний, вызванные исландским вулканом, с последствиями терактов 11 сентября 2001 года в США. Авиаперевозчики оценивали свои потери в $250 млн в день.