Российский сотрудник UBS задержан в США за инсайд
Россиянин, занимающий пост руководителя инвестиционного подразделения банка UBS в США, арестован по обвинению в передаче инсайдерской информации своим российским знакомым. Ценная информация кодировалась под «бонусные мили» и «урожай картошки». Так они заработали миллион долларов.
В Нью-Йорке арестован россиянин Игорь Потероба, занимающий пост директора инвестиционного подразделения банка UBS Global Healthcare Group. Он обвиняется в передаче инсайдерской информации своим двум российским знакомым. Незаконная прибыль всех троих с 2005 года составила $1 млн.
Американская комиссия по ценным бумагам и биржам SEC передала дело в районный суд Манхэттена, говорится в сообщении ведомства. SEC указывает, что россияне нарушили два пункта закона о ценных бумагах.
Потероба предстанет перед судом уже сегодня, сообщает Reuters. Он был арестован в минувшую среду в Нью-Йорке. Его сообщник арестован в Чикаго, в суде он появится на следующей неделе.
Схема действия
Потероба привлек двух сообщников также из России -- Алексея Коваля и Александра Воробьева. Всем им по 35-36 лет.
Накануне объявления каких-либо сделок в фармацевтическом секторе Потероба передавал информацию Ковалю. Тот, в свою очередь, выкупал на определенную сумму акции компании, которая должна быть поглощена. После того как на фоне сделки акции компании взлетали, молодые люди перепродавали ценные бумаги.
Молодые люди координировали свои действия с помощью зашифрованных электронных писем, в которых деньги и акции назывались «бонусными милями» и «картошкой». В одном случае покупка акций описывалась как регистрация списка подарков к свадьбе в магазине Macy’s. «Они, видимо, полагали, что использовать бонусные мили или свадебные подарки, чтобы скрыть передачу ценной информации, очень умно», -- прокомментировал глава правоохранительного подразделения SEC Роберт Кьюзэми.
Сбор картошки
Как следует из сообщения SEC, трое молодых людей познакомились в 1990-е годы во время учебы в Университете Нью-Хэвена (штат Коннектикут). В 1999 году Потероба стал работать в UBS в подразделении Global Healthcare Group. В 2006 году он был назначен на должность исполнительного директора этого же подразделения банка.
Махинации начались в июле 2005 года. Тогда Потероба сообщил ценную информацию о предстоящем приобретении компании Guilford Pharmaceuticals Inc. концерном MGI Pharma. Он отправил Ковалю письмо, в котором говорилось якобы о предстоящей поездке в Бостон. На самом деле Потероба сообщал, что хотел бы, чтобы Коваль пустил полученные им ранее деньги на покупку акций Guilford Pharmaceuticals Inc. «Сообщи мне, сколько у тебя набралось бонусных миль и сколько ты планируешь набрать в пятницу. Завтра буду в Бостоне», -- пишет Потероба. «Как я уже говорил, я только что записался на эту программу. Я получил пять тысяч бонусных миль, но думаю, что если буду часто летать, то выйдет дополнительно от 3 до 5 тысяч», -- отвечает на письмо Коваль.
Акции Guilford Pharmaceuticals Inc., которые они приобрели на сумму $5 тыс., после объявления о сделке подскочили на 41%. Через день сообщники продали резко взлетевшие акции.
В другом случае они называли акции «картошкой». «Сообщи мне, закончил ли ты собирать урожай и сколько ты можешь передать мне килограммов картошки для родителей. Они сейчас в Турции», -- пишет в одном из писем Потероба. Речь шла о близящейся покупке Biomedical Corporation. «В этом году урожай не был так высок, как в прошлом», -- отвечал ему Коваль. «По моим расчетам, с ярда мы собрали в среднем 6,8 кг», -- говорилось в письме. В итоге молодые люди купили акций Biomedical Corporation на $7 тысяч.
Приобретение компании Molecular Devices Corporation россияне описывали в качестве регистрации списка подарков к свадьбе в универмаге Macy’s. «Распродажа заканчивается в пятницу, поторопись», -- указывал Потероба. Это означало, что объявление о продаже компании будет сделано в пятницу и чтобы Коваль поспешил приобрести акции.
Часть биржевых операций совершалась через жен Воробьева и Коваля.
Представитель UBS заявила, что банк тесно сотрудничает со следствием. В банке Northern Trust, в котором работал Коваль, заявили, что россиянин трудился там только восемь месяцев -- с июля 2009 года.