ЕС создал комиссию по Южной Осетии
Европейский союз официально объявил о создании комиссии по расследованию причин августовского российско-грузинского конфликта. Комиссию возглавит швейцарский дипломат Хайди Таглиавини. Тем временем Греция настаивает на возвращении в Южную Осетию независимых наблюдателей от ОБСЕ.
Европейский союз официально дал старт специальной комиссии по расследованию событий в Южной Осетии. Комиссию возглавит представительница Швейцарии Хайди Таглиавини.
Министры финансов стран ЕС на встрече в Брюсселе окончательно одобрили образование комиссии, которая займется расследованием причин российско-грузинского конфликта, разгоревшегося в августе, пишет Figaro. Ранее данную инициативу одобрили главы МИДов стран ЕС.
Таглиавини теперь должна выбрать около десятка специалистов, среди которых должны оказаться «юристы, историки, военные и эксперты по правам человека», говорится в принятой министрами финансов резолюции. Цель миссии -- «расследование причин и хода грузинского конфликта». «Как географические, так и временные рамки должны оказаться достаточно широкими, чтобы дать возможность охватить все возможные причины», -- подчеркивается в документе.
Члены комиссии рассчитывают на помощь российской стороны. Между тем неделю назад постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов заявил, что Россия никаких официальных предложений на этот счет не получала.
Результаты своего расследования комиссия представит 31 июля. Таглиавини доложит о результатах перед советом министров стран ЕС, членами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ООН.
Таглиавини обладает большим опытом работы в Грузии, она хорошо знакома с Россией и ее политикой. С 2002 по 2006 год швейцарский дипломат занимала пост спецпредставителя ООН в Грузии. Перед ней поставлена задача составить «точный и детализированный» доклад по августовским событиям, как можно подробнее восстановить ход событий, приведших к «попытке Тбилиси силой восстановить контроль над Южной Осетией» и последовавшей за этим военной реакцией России.
С инициативой проведения расследования изначально выступил министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер.
Отчеты ОБСЕ
Независимые военные наблюдатели ОБСЕ должны вернуться в Южную Осетию, заявила министр иностранных дел Греции. С января Греция станет председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). «Мы приложим все возможные усилия. Там (в Южной Осетии) должны быть наблюдатели от ОБСЕ, мы должны иметь полную реалистичную картину происшедшего. Если к согласию придут все стороны, мы найдем решение», -- заявила министр иностранных дел Греции Дора Бакояани, передает Reuters.
Ранее наблюдатели ОБСЕ представили свои отчеты. Они, в частности, поставили под сомнение утверждения грузинской стороны о том, что она вела «оборонительные» действия против «югоосетинских сепаратистов», и о «российской агрессии».
Отчеты наблюдателей, действовавших в регионе по мандату ОБСЕ, указывают на то, что «неопытные грузинские военные» совершили 7 августа нападение на столицу Южной Осетии Цхинвали. При этом имело место «неизбирательное применение артиллерийских орудий и ракетных установок», что подвергло опасности жизни мирного населения, российских миротворцев и самих невооруженных наблюдателей, говорится в отчетах, представленных дипломатам стран ЕС.
Новые сведения «ставят под вопрос точность и достоверность утверждений Грузии о том, что обстрел Цхинвали была точечной операцией оборонительного характера». По утверждениям наблюдателей, данные которых были запротоколированы еще 7 и 8 августа, «разрывы грузинских ракет и снарядов на всей территории города происходили с интервалами 15--20 секунд, и в течение первого часа в жилой зоне разорвалось не менее 48 снарядов».
Более того, наблюдатели не могли с уверенностью утверждать, что от обстрелов не пострадало население грузинских сел, хотя именно их защитой Тбилиси в первые часы мотивировал проведение военной операции.
Высокопоставленные грузинские представители утверждения наблюдателей опровергли. Российские же дипломаты заявили, что эти отчеты отражают «действительное развитие событий, предшествовавших грузинской агрессии».