Европейский суд по правам человека в Страсбурге обязал Россию выплатить в общей сложности €80 тыс. 32 калининградским портовым рабочим, членам Свободного профсоюза докеров. Суд усмотрел в действиях работодателя -- калининградского порта нарушение трудовых прав и дискриминацию за членство в профсоюзе.
Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес вердикт по коллективному иску калининградских портовых рабочих -- членов Свободного профсоюза докеров России, посчитавших, что руководство калининградского морского торгового порта нарушило их трудовые права и подвергло дискриминации.
Решение суда
Как говорится в сообщении суда, в отношении истцов были нарушены ст. 14 Европейской конвенции по правам человека (запрет на дискриминацию) и ст. 11 (свобода встреч и собраний), поскольку местные власти не смогли обеспечить юридическую четкую и эффективную защиту истцов от дискриминации на работе.
Каждому из истцов суд постановил выплатить по €2,5 тыс., то есть €80 тыс. в общей сложности.
История вопроса
Истцами выступают 32 члена свободного профсоюза докеров, работавших в порту Калининграда. Свободный профсоюз в отличие от «традиционного» содержится не на средства предприятия, а на деньги тех, кто в них состоит.
14 октября 1997 члены профсоюза объявили двухнедельную забастовку, требуя от руководства морского торгового порта повышения зарплаты и улучшения условий труда. Вскоре после этой акции протеста, не принесшей никакого результата, профсоюзных активистов сначала перевели на временные контракты, а потом и вовсе уволили с работы, объяснив это «структурной реорганизацией» порта.
Члены докерского профсоюза решили опротестовать решение в судебном порядке. В исках, поданных в местные суды, указывалось на незаконные действия работодателя и дискриминацию из-за того, что рабочие входили в свободный профсоюз. В каждом случае местные судебные инстанции вставали на сторону докеров, заставляя работодателя выплатить истцам денежную компенсацию. При этом обвинения в дискриминации они не поддерживали, заявляя, что это находится в компетенции лишь уголовного суда. Кроме этого местная прокуратура не стала возбуждать уголовное расследование в отношении генерального директора порта.
Вскоре члены профсоюза обратились в Международную федерацию транспортных работников и местную думу, которые усмотрели факт дискриминации в действиях работодателя и потребовали уважения прав профсоюзных активистов. Несмотря на это, число членов профсоюза снизилось с 290 человек в 1999 году до 24 в 2001 году.
В 2001 году докеры подали иск в Страсбургский суд, а в 2004 году жалоба была принята к производству.