Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Подделки под российский авангард превзошли подлинники

Рынок подделок российского искусства начала XX века превосходит по объему рынок подлинных произведений, говорится в исследовании, опубликованном в журнале ARTnews. Чаще всего подделывают Кандинского, Малевича.

На современном арт-рынке подделок под российское искусств гораздо больше, чем подлинных произведений. По сравнению с 1990-ми годами ситуация даже ухудшилась, констатируют эксперты журнала ARTnews: в течение полугода они проводили исследование и опросили более десяти экспертов из США, Германии, Франции, Испании и России.

«Невозможно установить точное число подделок, однако каждый художник, чьи картины хорошо продаются, стал жертвой подделок», -- приводит издание мнение российского эксперта.

Впервые подобное исследование было проведено в 1996 году, и с тех пор ситуация ухудшилась. «Российские покупатели, пришедшие на рынок, своим появлением вызвали волну подделок, которая намного масштабнее, чем производство подделок в первой половине 1990-х годов», -- констатирует издание.

В западных арт-галереях и аукционных домах чаще всего встречаются подделки под российский модернизм, то есть работы, относящиеся к первым трем десятилетиям XX века. В частности, активно подделывают Казимира Малевича, Василия Кандинского.

Распространенные мифы

Подавляющее большинство подделок не имеет сертификатов подлинности. Зачастую утверждается, что произведения искусства поступили из «анонимных частных коллекций», которые были вывезены в Израиль в 1970-х годах, либо что они были приобретены областными музеями бывших советских республик (однако эта практика была строго запрещена). Другим распространенным объяснением происхождения картин служит версия, согласно которой они были конфискованы и содержались в архивах КГБ. Эксперты, однако, заявляют, что до сих пор нет ни одного задокументированного случая, когда работы эпохи модернизма фигурировали в архивах КГБ.

Среди элементов, которые могут удостоверить коллекционера в подлинности работы, эксперты называют следующие: о работе должны сохраниться упоминания, сделанные либо самим мастером, либо его близкими, работа должна присутствовать в ранних каталогах, должны иметься документальные свидетельства, к примеру фотография автора с картиной в руках.

Скандалы с сертификатами

В начале этого года во Франции в ходе выставки были опечатаны картины российской художницы Александры Экстер. Андрей Наков, считающийся одним из крупнейших экспертов творчества Экстер, обратился во французские надзорные органы с просьбой арестовать картины, поскольку те, по его мнению, не являются подлинными. Организатор выставки Жан Шовелен признал, что у работ нет сертификатов подлинности. «Коваленко, мой московский коллега, являющийся экспертом по работам Экстер, запросил пять тысяч евро за сертификат. Это его право. Однако если кто-то не хочет платить такую сумму, у него нет никаких шансов, что работу признают подлинной», -- пожаловался Шовелен. Картины российской художницы до сих пор арестованы и находятся под контролем французского главного управления борьбы с незаконным сбытом произведений искусств.

В прошлом году токийский музей был вынужден снять пять картин, авторами которых считались Шагал и Кандинский, из-за подозрений в их подлинности, несмотря на то что Московский музей современного искусства, предоставивший экспонаты, настаивал на их подлинности.

В 2004 году на аукционе Sotheby's в Лондоне разыгрался скандал, когда выяснилось, что пейзаж, приписываемый кисти Ивана Шишкина, оценочной стоимостью в $1,3 млн был написан голландским художником Маринусом Куккуком. Выяснилось, что холст был куплен годом ранее на аукционе в Стокгольме за $56 тыс., после чего картину немного подретушировали и поставили подпись Шишкина. Эксперты Третьяковской галереи не смогли опознать подделку и выдали картине сертификат подлинности.

Полная версия