Туринская плащаница -- средневековая христианская реликвия -- сфабрикована Леонардо да Винчи, утверждают американские ученые. По их словам, да Винчи перенес на ткань плащаницы собственное изображение при помощи техники, предвосхитившей фотопечать.
Леонардо да Винчи перенес изображение самого себя на Туринскую плащаницу. Данное заявление сделал ряд американских экспертов в эфире британского телеканала Channel Five, пишет Telegraph. По преданию, плащаница -- это полотно, в которое было завернуто тело Христа после смерти. На ткани отпечатались его лик и тело.
Американка Лилиан Шварц -- сотрудник Школы визуальных искусств Нью-Йорка -- заявляет, что да Винчи, используя камеру обскура (предшественник фотоаппарата), перенес собственное изображение на ткань.
Изображение нанесено в темной комнате, сверху оно было покрыто сульфатом серебра. Это химическое вещество было известно в Центральной Италии уже в XV веке. В результате этого изображение стало светочувствительным. Далее солнечные лучи, пропущенные через линзы, установленные на одной из стен комнаты, попадали на материал, в результате чего и проступало изображение.
Ряд экспертов поддержал предположение Шварц. «Если смотреть на плащаницу невооруженным взглядом, то виден негатив портрета человека», -- высказывает мнение историк искусства, профессор из ЮАР Николас Аллен. Другие историки замечают, что если кто и был способен работать с камерой обскура, то это был да Винчи. Кроме этого, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.
«Он хотел оставить что-то в будущем, внести свой вклад, и не просто ради искусства и науки, а ради самого себя», -- заявляет в эфире исследовательница Линн Пикнет.
Предположительно, подделка да Винчи предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся «грубой подделкой». Она была куплена в 1452 году Людовиком Савойским, после чего исчезла на 50 лет. Когда она таинственным образом вновь «нашлась», то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил Леонардо, утверждает Шварц.
В то же время радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, выявил, что реликвия сделана в период с 1260 по 1390 годы.
Шварц стала известна еще в 1980-е годы, когда заявила, что лицо Моны Лизы – это портрет самого да Винчи. Для доказательств она использовала компьютерное сканирование, которое выявило одинаковые пропорции лица.