Обучение в раздельных школах негативно влияет на психику детей
Споры о том, полезно или вредно раздельное обучение детей в школе, идут давно, и сторонники обеих точек зрения яростно доказывают – «только раздельное!» или «только совместное!». Исследование, проведенное психологами Пенсильванского университета, показало, что ничего хорошего раздельное обучение не приносит.
По словам Линн Либен (Lynn Liben), профессора психологии Пенсильванского университета (Pennsylvania State University), нет ни одного убедительного исследования, которое бы подтверждало пользу раздельного обучения. Зато есть исследования, доказывающие, что «однополое» обучение оказывает негативное влияние на развитие детей. При раздельном обучении у детей быстро актуализируются гендерные стереотипы. Дети перестают видеть негендерно-ориентированную перспективу своего психологического и профессионального развития. То есть девочки, например, не могут представить себя вне «девочковых» моделей поведения и реагирования, что вряд ли поможет им во взрослой жизни», цитирует Либен ABC News.
Сторонники раздельного обучения утверждают, что у мальчиков и девочек «по-разному устроены мозги», а значит, им нужны разные методики обучения. Однако авторы исследования подчеркивают, что до сих пор нейрофизиологи так и не нашли доказательств того, что детям на самом деле нужны эти самые «разные методики».
В отчете, опубликованном в журнале Science, исследователи описывают наблюдения за детьми – дошкольниками в двух классах: «однополом» и смешанном. В первом учителя использовали в разговорах с детьми гендерно-ориентированные высказывания, во втором нет. Уже через две недели исследователи отметили, что дети из первого класса старались меньше контактировать с детьми другого пола. Также психологи заметили усиление роли гендерных стереотипов в поведении детей (например, «девочкам не пристало играть с грузовиками», «куклы не могут интересовать мальчиков»).
В отчете также отдельно подчеркивается, что в исследовании госдепартамента Образования показали, что никакой принципиальной разницы в плане академической успеваемости между учениками раздельных школ и школ смешанного типа не было зафиксировано.
«Кроме никому не нужного, сковывающего детскую психику давления гендерных предрассудков раздельное обучение ничего больше не несет»,- резюмирует Либен.
Россияне за совместное обучение
Три четверти россиян (76%) отрицательно относятся к введению раздельного обучения в средней школе. Всего 9% граждан считают, что система, при которой мальчики учатся отдельно от девочек, имеет больше преимуществ, чем преобладающая сегодня система совместного обучения. 76% убеждены в обратном — они полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе. Еще 15% не имеют определенного мнения на этот счет.
Такие данные публикует Фонд «Общественное мнение» на основании результатов опроса, проведенного в 46 регионах России.
Примерно в такой же пропорции разделись и мнения по поводу того, стоит ли в России увеличивать число школ с раздельным обучением: 72% высказались против этого, 11% — за, 17% затруднились с ответом. Чаще всего предложение развивать систему раздельного обучения поддерживают жители мегаполисов.
Большинство респондентов, имеющих детей, внуков или других близких родственников-школьников, хотели бы, чтобы их ребенок учился в классе, где есть и мальчики, и девочки (83% в данной группе, или 39% по выборке в целом), и только 11% (или 5% по выборке) предпочли бы для своего ребенка раздельное обучение.
Сторонников совместного обучения попросили пояснить их позицию (вопрос был задан в открытой форме).
Чаще всего эти респонденты говорили о том, что дети в таких классах приобретают необходимые навыки общения (30%), «лучше познают друг друга» (9%). В результате дети лучше адаптируются к жизни (5%), усваивают нормы общения с противоположным полом (12%). По мнению некоторых респондентов, неизбежная в условиях совместного обучения школьная первая любовь — это хорошо, и ее стоит только приветствовать (2%).
Наряду с темой взаимоотношения полов в ответах респондентов часто возникала тема положительного влияния совместного обучения на учебный процесс. Нередко звучала мысль, что в совместной школе дети «быстрее развиваются» и что это «дает стимул к хорошей учебе» (7%). Кто-то полагает, что ведущая роль здесь принадлежит девочкам: «девочки дисциплинируют мальчиков»; «девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними», «девочки умнее, они подсказывают мальчикам» (1%).
По мнению 4% респондентов, вместе учиться «веселее, интереснее»; столько же участников опроса просто не представляют себе, как может быть иначе (4%).
Подавляющее большинство опрошенных (96%) сами учились в школах совместного обучения.
Сторонники раздельного обучения, мотивируя свою позицию, чаще всего говорили, что при таком обучении дети будут меньше смотреть друг на друга и «больше времени уделять учебе» (5%). Некоторые (3%) полагают, что в этом случае в школе будет «более строгая дисциплина», «больше порядка…», «меньше конфликтов», «меньше шума».
Еще один аргумент в пользу раздельного обучения — возможность профильного обучения, отвечающего возможностям и наклонностям мальчиков и девочек (4%).
Были и те, кто обращал внимание на воспитательные аспекты. Так, по мнению 4% респондентов, мальчиков и девочек следует не только учить, но и воспитывать по-разному. При раздельном обучении, говорили они, «можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских». На взгляд некоторых, мальчики и девочки, не находясь в постоянном контакте, «лучше будут относиться друг к другу» (2%), будут расти «в большей целомудренности» (3%).