Власти Москвы делают ставку на малоформатные магазины
Столичные власти планируют довести показатель обеспеченности торговыми площадями к 2016 году до 1,2 тысячи квадратных метров на тысячу жителей, что почти вдвое превысит текущий уровень. При этом рост обеспечат не современные торговые центры, а малоформатные магазины.
Для этого ежегодно будут вводиться в эксплуатацию более 200 предприятий розничной торговли общей площадью в среднем около 190 тысяч квадратных метров, сообщил глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.
По словам чиновника, в районах со сложившейся инфраструктурой нет места для строительства крупных торговых центров, к тому же они неудобны для ежедневных покупок. «Поэтому активно развиваются средне- и малоформатные предприятия - супермаркеты, магазины «у дома», - цитирует главу департамента «Коммерсант».
По его данным, за шесть месяцев 2012 года в Москве было открыто 439 подобных объектов общей площадью 85,9 тысячи квадратных метров. При этом среди них каждый второй - продовольственный, подчеркнул чиновник.
Согласно данным департамента торговли и услуг Москвы, средний показатель обеспеченности торговыми площадями в городе составляет 744 квадратных метра на тысячу жителей.
Лучше всего обеспечен торговыми помещениями (без учета торговых павильонов) Центральный округ столицы (1,5 тысячи квадратных метров на тысячу жителей), хуже всего - Северо-Западный административный округ (504 «квадрата»).
Эксперты рынка коммерческой недвижимости называют другие цифры, поскольку в своих оценках они учитывают только профессиональные торговые центры. По данным Jones Lang LaSalle, этот показатель в Москве составляет всего 278 квадратных метров на тысячу жителей, Colliers International - 265 «квадратов».
Для сравнения, во Франкфурте на тысячу жителей приходится 650 квадратных метров торговых площадей, в Праге - 626 «квадратов», в Берлине - 405 «квадратов».
По обеспеченности торговыми центрами Москва значительно уступает и крупным российским городам - Казани (около 400 квадратных метров) и Краснодару (более 800 «квадратов»).
По данным Colliers International, самым крупным торговым центром, запланированным к сдаче в этом году, станет ТЦ «Гудзон» на 70 тысяч квадратных метров, в 2013 - Rivermall на 256 тысяч «квадратов». В ближайшее время подобных проектов не предвидится, отмечают консультанты.
Как сообщается в отчете Jones Lang LaSalle, общий объем предложения торговых площадей в столице к 2014 году может превысить 4,2 млн квадратных метров, что на 30% превысит сегодняшний показатель (3,2 млн квадратных метров).