Впервые за последние годы в продаже может почти не оказаться «горящих» путевок: туроператоры, напуганные чередой банкротств, отказываются от демпинга.
С начала летнего сезона туроператоры перестали наращивать объемы заказа нереально больших объемов перевозки, что могло привести к дальнейшему демпингу, рассказали «Ведомостям» опрошенные участники туррынка.
По словам представителей турбизнеса, в этом сезоне «спрос и предложение почти соответствуют друг другу».
Умерить аппетиты туроператоров заставили случившиеся за последние пару лет банкротства крупных участников рынка («Капитал тур», «Ланта-тур вояж» и других). Чтобы не повторить их судьбу, компании оптимизируют затраты и стараются не демпинговать, пояснили представители турфирм изданию.
По оценке пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, туристический рынок в последние годы «погряз в демпинге». «В 2010 году, рассчитывая на послекризисное восстановление рынка, туроператоры переоценили свои возможности: они забронировали мест в самолетах и (номеров) отелей гораздо больше, чем смогли продать. В 2011 году сработал эффект снежного кома - ожидания опять не оправдались: пиковые для туризма даты - лето-2011 и Новый год-2012 продавались плохо».
В итоге, по словам эксперта, ситуация дошла до того, что 40-45% турпродукта в последние годы продавалось ниже себестоимости: например, экскурсионная Европа была на 120 евро дешевле себестоимости, горнолыжные туры - на 180 евро, Таиланд - на 260 евро.
В частности, демпинговая политика привела к банкротству туроператора «Капитал тур»; «Ланта-тур вояж», хотя и не была инициатором демпинга, была вынуждена идти за рынком, говорит Тюрина. В этом же году жесткого демпинга, по крайней мере, пока, не замечено, утверждают опрошенные газетой участники рынка. По их словам, сейчас продукт продается по его реальной стоимости.