ФАС проверит тарифную политику авиакомпаний
Антимонопольная служба заинтересовалась программами бронирования авиабилетов из-за многочисленных жалоб пассажиров.
В частности, антимонопольщики хотят выяснить, влечет ли падение спроса на билеты на том или ином рейсе автоматическое снижение цен. В числе частых жалоб пассажиров - то, что авиакомпании гоняют самолеты с пустыми креслами, вместо того чтобы снижать билеты на рейсы, не пользующиеся спросом.
Клиенты авиакомпаний также жалуются в ФАС на необоснованно высокую стоимость перевозок, а также на продажу билетов по тарифам, которые кратно различаются между собой при отсутствии каких-либо отличий в обслуживании на борту. Кроме того, людей не устраивает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов.
К своему расследованию ФАС российские антимонопольщики рассчитывают подключить коллег из стран СНГ и Евросоюза, пишет «Российская газета».
В числе вопросов, которые волнуют ФАС, - использование специальных систем продаж (дистрибуции) в работе авиакомпаний. Одна из них - система управления доходами (RMS), с помощью которой перевозчики регулируют загрузку воздушных судов. Компьютер, исходя из данных о количестве пассажиров, в том числе и в прошлых сезонах, анализирует распределение потоков по рейсам, маршрутам и датам.
При этом, изначально, прогнозируя умеренный спрос, система выдает в продажу самые дешевые билеты. Если они раскуплены, остаются только билеты подороже. Если прогнозируется высокий спрос - в продаже изначально будут только дорогие билеты. Если дешевые билеты раскуплены, но на билеты подороже спроса нет, значит, самолет полетит полупустым, поскольку дешевое предложение закончилось.
Однако эксперты считают, что государству не стоит вмешиваться в тарифную политику перевозчиков. «ФАС не учитывает одного важного фактора: сегодня в авиаперевозках эластичность спроса по цене (изменение величины спроса в ответ на изменение стоимости товара или услуги) далеко не так высока, как хотелось бы», - пояснил изданию глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев. Незначительное снижение цены, к примеру, на 5%, не приведет к взрывному росту перевозок, зато гарантированно подорвет экономику перевозок, уверен эксперт.