Аудиторы считают недостаточными расходы России на строительство стадионов к ЧМ-2018
Аналитики KPMG пришли к выводу, что затраты на строительство стадионов в российских городах, подавших заявки на проведение матчей в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году, минимальны в сравнении с зарубежными футбольными аренами.
Заявки на проведение матчей в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году подали 15 российских городов. Каждый из них готов построить или отреставрировать стадион вместимостью свыше 43 тысяч мест, а общая стоимость всех проектов превышает 2,8 млрд евро, говорится в отчете KPMG. К октябрю из 15 проектов оргкомитет «Россия-2018» отберет 10.
Консультанты KPMG проанализировали проекты, участвующие в отборе, и пришли к выводу, что почти все они недостаточно проработаны. В частности, аналитики указывают на то, что арены строятся с примерно одинаковой долей VIP-мест, что говорит о «недостаточности усилий по созданию спортивных объектов с учетом специфики спроса на местах», - цитирует «Коммерсант».
По подсчетам KMPG, в среднем на российских стадионах VIP-ложам отводится 1,51% от общего числа мест. Например, после реконструкции Большой спортивной арены на 89,3 тысяч мест в московских «Лужниках» планируется выделить 1,44 тысяч VIP-мест, или 1,61%, на строящемся в Петербурге стадионе «Зенит» на 69,5 тысяч - 1,36 тысячу лучших мест (1,96%).
Для сравнения, на восьми стадионах Украины и Польши, где пройдет Евро-2012, под VIP-места отдается 4,05% и 2,4% соответственно. Между тем, от количества премиум-мест, выручка с которых традиционно больше, зависит уровень дохода будущей арены, подчеркивается в отчете KMPG.
Кроме того, в России минимальны затраты на строительство стадионов из расчета на одно зрительское место, отмечают эксперты. Первоначальные инвестиции в «Лужники» оцениваются в 189 млн евро, то есть в 2,1 тысячи евро на одно место, а в стадион «Зенит» - в 316 млн и 4,5 тысяч евро соответственно. При этом средняя себестоимость строительства стадионов такого уровня составляет 6 тысяч евро на место.
По мнению экспертов, опрошенных изданием, подобные объекты в России вряд ли окупятся. 82% выручки российских клубов формируется за счет спонсоров и продажи атрибутики, 13% от продажи прав на телетрансляции и только 5% - от продажи билетов на матчи, подсчитала KMPG. У английских клубов эти показатели составляют 26%, 48% и 26% соответственно.