ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) хочет вывести из оборота ряд вокзалов, чтобы привлечь частные инвестиции на развитие инфраструктурных проектов.
С таким предложением монополия собирается в следующем году обратиться в Минтранс. Для реализации идеи понадобится специальное постановление правительства.
В настоящее время основной источник доходов РЖД - тарифы на перевозку. Бесконечно поднимать их нельзя, к тому же, они регулируются государством. В то же время ряд инфраструктурных проектов нуждается в дополнительных инвестициях, говорят в РЖД. Только для расширения БАМа нужно порядка 800 млрд рублей, для достройки Транссиба - около 200 млрд рублей, пишут «Известия».
Кроме того, частные инвестиции необходимы РЖД, чтобы нынешние трудности с вывозом грузов не обернулись в ближайшие годы большими проблемами. В ноябре 2011 года президент России Дмитрий Медведев назвал бардаком ситуацию с транспортной логистикой на железной дороге. Ранее РЖД за проблемы с перевозками грузов критиковал премьер-министр России Владимир Путин. В частности, дезорганизация в управлении грузоперевозками связана с ограниченными возможностями инфраструктуры, в результате чего возникают пробки на станциях, вагоны стоят без движения до 20 суток.
Повышенный интерес у инвесторов может быть лишь к вокзалам в Москве (их девять) и городах-миллионниках, считают опрошенные изданием эксперты. По их мнению, у монополии есть два варианта привлечения частных инвестиций: продажа отдельными лотами или акционирование вокзалов.
Интерес частного бизнеса также будет зависеть от того, каким именно образом вокзалы будут использоваться в дальнейшем: просто как объект недвижимости в центре столицы или как часть транспортной инфраструктуры. В первом случае придется вкладываться еще и в комплексную реконструкцию. Во втором - торговая площадь вокзалов вряд ли будет большой, но стоимость 1 квадратного метра, по оценкам специалистов, может составить порядка 10-20 тысяч долларов.
В дирекцию железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» входят 15 структурных подразделений, региональных дирекций железнодорожных вокзалов (РДЖВ). Пять лет назад в состав дирекции входило 323 вокзальных комплекса общей площадью более 1,2 млн квадратных метров, или примерно 60% всех вокзальных площадей. Их количество продолжает расти за счет передачи на баланс вокзальных комплексов, входящих в различные структурные подразделения РЖД, говорится на сайте филиала.