Строительство торговых центров сместилось из Москвы в регионы
Эксперты рынка недвижимости сходятся во мнении, что теперь активность девелоперов сместилась из Москвы в регионы. По итогам этого года в России прогнозируется ввод рекордных за всю историю рынка 2,87 млн квадратных метров торговых площадей, по данным Knight Frank.
Самый большой прирост — 1,8 млн квадратных метров, или около 63% от общего объема,— обеспечат регионы, рассчитали эксперты Knight Frank.
Как сообщили в компании, специалисты оценивали заявленные к вводу объекты в активной фазе строительства, пишет «Коммерсант».
По оценке CBRE, по итогам 2016 года объем ввода составит 1,3 млн квадратных метров, из них 870 тысяч квадратных метров (или почти 67%) в региональных городах. Аналогичные прогнозы у JLL и Cushman & Wakefield.
По данным Knight Frank, в 2014 году в Москве было введено 701,5 тысячи квадратных метров торговых площадей, в 2015 году — 529 тысячи квадратных метров, прогноз на этот год — почти 1 млн квадратных метров.
Показатель по вводу в регионах уже сейчас на треть больше, чем в 2015 году. За прошедшие шесть месяцев в региональных городах открылись 18 торгцентров общей площадью 541,6 тысячи квадратных метров, подсчитали в Knight Frank. Для сравнения, за аналогичный период 2015 года появилось 22 объекта общей площадью 392 тысячи квадратных метров. В третьем квартале 2016 года при сохранении заявленной динамики общий объем предложения торговых площадей в стране превысит 40 млн квадратных метров, из них 60% — в региональных городах (не считая Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область).
Еще десять лет назад ситуация была другой: в Москве и регионах было почти поровну качественных торговых объектов — 1,2 млн квадратных метров. К 2012-2013 годам столичный рынок формировал 25% от общего объема предложения, сейчас на него приходится 22%, констатируют в Knight Frank.
«Московский рынок близок к насыщению, на тысячу жителей приходится 427 квадратных метров качественных торговых площадей, что почти в два раза больше, чем восемь лет назад», - пояснили изданию в CBRE. На сегодня в пределах Третьего транспортного кольца до 2020 года заявлен всего один большой торгцентр — Oz Mall (арендопригодная площадь — 146 тысячи квадратных метров).
По оценкам Knight Frank, лидером по обеспеченности торговыми площадями среди региональных городов остается Самара — 551,5 квадратного метра на 1 тысячу жителей. В топ-5 входят также Екатеринбург (539 квадратных метров), Нижний Новгород (467,4 квадратных метров), Воронеж (395,5 квадратного метра) и Уфа (373,4 квадратного метра).