Количество инвестиционных покупок на московском рынке элитного жилья сократилось втрое в результате снижения цен. Покупатели больше не стремятся вкладываться в элитные объекты для приумножения капитала, отмечают эксперты.
В Москве по итогам первого квартала текущего года долларовые цены на элитное жилье сократились на 22% по сравнению с показателем за аналогичный период 2015 года, до $13,5 тысячи за 1 квадратный метр. По сравнению с цифрами за четвертый квартал прошлого года сокращение составило 6%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Welhome.
При этом цены, номинированные в рублях, упали на 8% по отношению к уровню в аналогичном периоде прошлого года и на 10% по сравнению с показателем за четвертый квартал 2015 года — до 926,4 тысячи рублей за «квадрат».
Спросом на рынке сейчас пользуются в основном недорогие квартиры. По расчетам Welhome, количество сделок, заключаемых в сегменте до $2 млн за квартиру, за год выросло на 15%. Сейчас 43% продаваемых квартир стоят менее $1 млн, 33% — в диапазоне $1-2 млн.
По информации Kalinka Group, средний бюджет покупки по состоянию на начало марта на первичном рынке не достигает 60 млн рублей, а средняя площадь реализованного жилья равна примерно 92 квадратным метрам. При этом застройщики активно предлагают скидки в среднем 7-10%.
По мнению экспертов, элитная недвижимость сильнее других сегментов пострадала от кризиса. Впервые участники рынка заговорили о резком спаде в сентябре прошлого года, а уже спустя два месяца зафиксировали падение средней стоимости сделки на 56%. Даже с учетом резкой девальвации рубля колебание здесь оказалось намного более заметным, чем, например, в экономклассе, где средняя стоимость, по данным «Миэль Новостройки», за год снизилась всего на 1%, или в бизнесклассе, где колебание оценивается в 15%.
Снижение цен и сокращение платежеспособного спроса привело к уходу с рынка значительной части покупателей. Вплоть до 2015 года 15% заключаемых на рынке сделок считались инвестиционными: покупая недвижимость на начальной стадии строительства, клиенты рассчитывали приумножить свой капитал, объясняют в Kalinka Group. Теперь, по расчетам консультантов, доля таких соглашений сократилась в три раза и не превышает 5%. По оценкам экспертов, сейчас около 50% покупателей приобретают жилье для себя. В проектах бизнес-класса доля инвестиционных продаж сейчас достигает 15-20%.