Москвичи требуют от управ поделиться доходами от рекламных щитов на стенах домов
Московские районные власти с конца августа 2015 года закупают информационные щиты для размещения на подъездах. На покупку 98 тысяч щитов из столичного бюджета было выделено 123,5 млн рублей. Активисты утверждают, что щиты повесили без необходимого согласия собственников жилья.
Закупки проводили управы столичных районов, а также префектуры Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) и Троицкого и Новомосковского административных округов, пишет «Коммерсант».
Электронные аукционы на монтаж щитов на домах выиграли фирмы «Группа компаний «Реклама-в-дом», «Ригона», «Комфорт», «УК «Округ» и «Горжилсервис».
Активист района Царицыно Матвей Заславский утверждает, что управы размещают рекламные щиты незаконно. Согласно ст. 36 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, все общее имущество многоквартирного дома (в том числе наружные стены подъездов, на которые вешают щиты) принадлежит собственникам жилья. Как следует из п. 4 ст. 36 ЖК РФ, решение о передаче этой собственности в пользование иным юридическим лицам должно приниматься на общем собрании собственников жилья. Матвей Заславский утверждает, что в материалах государственной информационной системы ЖКХ не были размещены протоколы об их проведении. В жалобах в столичную прокуратуру, главное контрольное управление Москвы и Мосжилинспекцию он утверждает, что сотрудники управ, вероятно, вступили в преступный сговор с подрядчиками и монтаж рекламных конструкций был осуществлен по поддельным разрешительным документам или вовсе без них.
«Вешать щиты без согласия собственников противозаконно, поскольку это затрагивает общее имущество собственников, а решение о его использовании может принять только общее собрание собственников»,— пояснил изданию эксперт в сфере ЖКХ Павел Степура.
В пресс-службе префектуры ЮЗАО «Коммерсанту» заявили, что во всех случаях размещения щитов были проведены собрания собственников жилья и получено их согласие на монтаж рекламных конструкций на подъездах. То же самое сказал на встрече с жителями 27 января и префект ЮАО Алексей Челышев.
По словам представителя префектуры ЮЗАО, стенды находятся в управлении ГБУ «Жилищник» (работает с каждой управой), и именно оно будет тратить полученные от сдачи рекламных площадей средства по своему усмотрению.
Активисты из других районов подтверждают, что щиты появились на их домах без проведения собраний собственников. Они уверены, что на них будет размещаться агитация за провластных кандидатов в Госдуму.
Бывшая кандидат в депутаты Мосгордумы Любовь Соболь отметила, что еще не было прецедентов, чтобы жители домов получали доходы от рекламных конструкций.
Матвей Заславский считает, что префектуры объявляют конкурс, в рамках которого продают права на размещение рекламы на щитах у подъездов, которых у них нет. Согласно ст. 36 ЖК РФ, с лицами, размещающими на доме рекламную конструкцию, договор должен заключать уполномоченный общим собранием собственников жилья. Активист рассказал, что в декабре призвал москвичей жаловаться на щиты через портал «Наш город». На портал за декабрь-январь поступило 1404 жалобы, но 1 февраля портал отключил возможность посылать жалобы по этой теме «в связи с необходимостью внесения изменений в процесс работы с сообщениями пользователей».