КС обязал государство выплачивать компенсации добросовестным покупателям, лишившимся жилья
Суд признал не соответствующей Конституции России норму закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая вынуждает добросовестных приобретателей недвижимости для получения компенсации доказывать недобросовестность регистрационного органа, передает РИА Новости со ссылкой на материалы суда.
В них отмечается, что данное положение закона при принятии рассматривалось как инструмент государственной защиты жилищных прав и стимулирования рынка жилья.
«Тем не менее, на практике оно получило противоречивую трактовку. В немалой степени этому способствовало отсутствие подзаконного акта, который правительство РФ не может принять на протяжении уже более чем 10 лет», — отметил КС.
По мнению суда, спорное положение закона не отвечает критериям ясности и недвусмысленности.
Поводом к рассмотрению дела стала жалоба двоих жителей Мурманска, с которой они обратились в суд. В 2010 году они приобрели квартиру у частного лица. Через год эта сделка была признана недействительной, и заявители остались без квартиры, хотя с их стороны никаких нарушений закона допущено не было (т. е. они признаны добросовестными приобретателями).
Суд обязал недобросовестного продавца квартиры вернуть покупателям внесенные ими деньги, однако за последующий год приставам так и не удалось их взыскать. В соответствии с оспариваемой нормой, заявители в такой ситуации могли бы рассчитывать на компенсацию от государства в размере до 1 млн рублей. Тем не менее, суды отказались применить ее, сославшись на отсутствие нарушений закона в действиях регистрационного органа.
В деле заявителей суды трактовали оспоренную норму закона как увязывающую выплату компенсации с незаконными действиями или бездействием со стороны регистрационных органов, пояснил судья КС Гадис Гаджиев.
«Между тем, по своему конституционному смыслу, данное положение является дополнительной гарантией жилищных прав граждан и стабильности коммерческого оборота недвижимости, не связанной с ответственностью государственных органов. Исходя из этого, Конституционный суд РФ ориентировал правоприменителя на правильную интерпретацию закона», — отметил он.
Дело заявителей подлежит пересмотру, постановил КС.