Исследование: в кризис доля незанятых площадей в торговых центрах вырастает в 2-3 раза
Доля пустующих площадей в торговых центрах Москвы, открывшихся в кризисные 2008-2009 и 2013-2014 годы, в три-четыре раза выше тех, которые успели открыться до кризисов, следует из материалов компании JLL.
«Доля вакантных помещений в торговых центрах, открытых в кризисные периоды, более чем в три раза превышает аналогичный показатель в объектах, введенных до этого», — говорится в пресс-релизе компании.
По данным JLL, 13% площадей в среднем пустует в торговых центрах, открытых в 2013-2014 годах. Для сравнения, в объектах, открытых до 2013 года, свободно не более 3% площадей.
Аналогичная картина наблюдалась и в первую волну глобального финансового кризиса. По данным на третий квартал 2009 года, более 10% площадей было вакантно в торговых центрах, открытых в 2008-2009 годах, и только 3,5% — в объектах, введенных ранее, отмечается в сообщении.
Ранее сообщалось, что торговые центры Москвы опустели до рекордного уровня. По данным NAI Becar, в первом квартале 2015 года уровень свободных площадей в столичных торговых центрах составил 5,6%, что стало максимальным показателем с 2010 года. В 2014 году этот показатель в среднем составил 4,8%, а до этого долгое время не превышал 3%.
Как объясняли эксперты CBRE, высокий показатель вакантных площадей связан с техническими открытиями новых проектов, заполненных на момент открытия не более чем на 25–30%. Рост индикатора также связан с высокой ротацией арендаторов, которые из-за снижения потребительского спроса сокращают нерентабельные торговые точки в пользу открытия новых магазинов в ТЦ с более гибкими коммерческими условиями.