Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Торговые центры Москвы опустели до рекордного уровня

В первом квартале 2015 года уровень свободных площадей в столичных торговых центрах составил 5,6%, что стало максимальным показателем с 2010 года, говорится в отчете консалтинговой компании NAI Becar.

Для сравнения, за 2014 год этот показатель в среднем составил 4,8%, а до этого долгое время не превышал 3%. NAI Becar учитывала только площади, на которые, по словам собственников ТЦ, еще не заключен договор аренды.

Если посмотреть на реальное количество закрытых магазинов, картина еще хуже: доля реально закрытых площадей в составе столичных торговых центров выросла по сравнению с концом 2014 года и находится на рекордной для рынка высокой отметке в 11% (по состоянию на апрель 2015 года), пишут «Известия» со ссылкой на аналитика отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Юлию Ситникову.

По ее словам, 560 тысяч квадратных метров арендопригодных площадей стоят закрытыми — это больше, чем два абсолютно пустых «Авиапарка» (один из крупнейших торговых комплексов в Европе, открыт в Москве в 2015 году). Рост вакантности эксперты начали фиксировать еще в конце прошлого года — тогда с 2,5% (конец 2013 года) он вырос сразу до 8,5%. Как она уточнила, в открытых с 2014 года объектах доля пустующих площадей составляет 50%.

Тенденция связана с сокращением числа покупателей — люди стали реже ходить в крупные торговые комплексы площадью от 40 тысяч квадратных метров. Посещаемость таких объектов снизилась, по данным Nai Becar, на 5–12%.

«Драматическое падение, последовавший затем небольшой рост и сегодняшнее нестабильное положение национальной валюты, санкции, новые условия, выставленные отечественным ритейлерам их иностранными партнерами — в частности, стопроцентная предоплата за товар, привели к повышению затрат ритейлеров на закупку новой продукции», — говорится в исследовании NAI Becar.

По данным CBRE, по итогам первого квартала 2015 года уровень вакантных площадей в московский торговых центрах достиг исторического максимума за последние 8 лет и составил порядка 9%. Аналитики не исключают, что до конца года этот показатель может достичь 11–12%. По их словам, высокий показатель вакантных площадей связан с техническими открытиями новых проектов, которые заполнены на момент открытия, как правило, не более чем на 25–30%. Рост индикатора также связан с высокой ротацией арендаторов, которые вследствие снижения потребительского спроса вынуждены прибегнуть к сокращению нерентабельных торговых точек в пользу открытия новых магазинов в ТЦ с более гибкими коммерческими условиями.

Полная версия