Россия стала крупнейшим рынком торговой недвижимости Европы
Россия признана крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе по итогам второго полугодия 2014 года. Наша страна сместила Францию, лидировавшую по объему предложения торговой недвижимости в Европе на протяжении 43 лет.
«Больше половины нового предложения на рынке торговой недвижимости во втором полугодии 2014 года было представлено российскими объектами. Таким образом, к концу прошлого года общий объем предложения в России превысил 17,7 млн квадратных метров, в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн квадратных метров», - говорится в отчете компании Cushman & Wakefield.
По данным экспертов, Великобритания стала третьим крупнейшим рынком торговой недвижимости с общим объемом предложения 17,1 млн квадратных метров.
В целом, по состоянию на 1 января 2015 года общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Европы оценивался в 152,3 млн квадратных метров, что на 3,3% больше показателя прошлого года. В Западной Европе сосредоточено 69% общего объема уже существующих площадей, в то время как новое строительство сконцентрировано в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты с общей площадью 2,2 млн квадратных метров, в то время как Западная Европа вывела на рынок в два раза меньше торговых площадей - 981 тысячу квадратных метров.
В отчете отмечается, что активность европейских девелоперов вызвана необходимостью удовлетворить спрос потребителей на крупные торговые центры с большим разнообразием брендов, развлекательных услуг, а так же ресторанами и кафе. По данным аналитиков, набольшее количество проектов будет реализовано в России и Турции. Вместе с тем, эксперты подчеркивают, что развитие проектов в России зависит от условий кредитования и международной геополитической ситуации.
«С марта 2014 года Российский рынок торговой недвижимости испытывает небывалое давление. Украинский кризис и последующие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, особенно четко проявившееся во втором полугодии прошлого года, вызвали у арендаторов практически паническую реакцию. Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ритейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей, а не на открытии новых торговых точек», - сказал руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России Максим Карбасникофф.
Он добавил, что стабильные продажи в первом квартале, укрепление курса рубля, низкий уровень вакантных площадей в торговых центрах и в определенной степени ограниченное новое предложение позволяет надеяться на оживление рынка.