Рекордное количество торговых площадей введено в Москве с начала года
Около 250 тысяч квадратных метров качественных торговых площадей было введено в первом квартале 2015 года. Это рекордный показатель первого квартала за всю историю рынка, отмечают эксперты.
«Данный результат в четыре раза превышает значение января-марта прошлого года и даже превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011, 2012 и 2013 годах», - говорится в исследовании компании JLL.
По данным аналитиков, за первые три месяца 2015 года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тысяч квадратных метров), ТЦ «Кунцево Плаза» (66 тысяч квадратных метров), Outlet Village Белая Дача, 2-я очередь (12,7 тысячи квадратных метров), «Центральный Детский Магазин на Лубянке» (34 тысячи квадратных метров).
По мнению экспертов, около половины торговых объектов, ввод которых ожидается в 2015 году, открылись уже в первом квартале. Совокупно на 2015 год девелоперы заявляют ввод свыше 850 тысяч квадратных метров торговых площадей в Москве. Однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже - около 450 тысяч квадратных метров.
Объекты, которые сегодня находятся на высокой стадии готовности, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год - как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке, считает директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская.
В отчете также отмечается, что впервые с кризиса 2008-2009 годов зафиксировали снижение максимальных ставок аренды в топовых ТЦ столицы: они сократились на 15% и сегодня находятся в диапазоне 2-3,8 тысячи долларов за квадратный метр в год. Вместе с тем, средняя ставка аренды остается на уровне прошлого квартала и варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тысячи долларов за квадратный метр в год.
Аналитики также сообщают, что доля свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжила расти в начале 2015 года. В успешных объектах с высокой посещаемостью показатель увеличился с 1% до 1,5%, а общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах выросла с 6% до 6,5%. По прогнозам аналитиков, доля вакантных площадей может вырасти до 8%. Консультанты отмечают, что многие из вышедших на рынок объектов почти полностью сданы в аренду, но открыто в среднем всего около 30% магазинов.