Власти могут ввести временный запрет на отъем жилья у валютных заемщиков
Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев разработал и направил в Госдуму законопроект о временном запрете на взыскание задолженности и принудительное отчуждение недвижимого имущества у лиц, имеющих обязательства по кредитным договорам в валюте.
Он коснется тех, у кого долги начали накапливаться с 1 октября 2014 года, когда курс доллара и евро резко вырос, и сумма платежа стала превышать совокупный доход семьи. Если законопроект поддержат в обеих палатах, то с таких должников запрещено будет взыскивать пени и штрафы, накопленные с октября прошлого года. Цель законопроекта — не допустить, чтобы люди, попавшие в сложную ситуацию, лишились единственной крыши над головой. Действие такого запрета может продлиться до 2016 года, пишет газета «Известия».
«Вследствие роста курсов валют, в которых были выданы кредиты, платежи по таким договорам выросли в 2–4 раза. На сегодняшний день большинство тех, кто в свое время взял валютный кредит, уже не могут исполнять свои обязательства, и их число растет каждый день», — отмечает автор законопроекта.
Проект закона уже прошел стадию общественного обсуждения и был поддержан и рекомендован Общественной палатой.
По мнению сенатора, действующие правовые механизмы не решают проблему невозвратности валютных ипотечных кредитов, а урегулирование в рамках гражданско-правовых отношений показало свою неэффективность — при просрочке в 90 дней банки идут в суд, и люди могут остаться без единственного жилья.
Между тем законопроектом предусмотрено, что его нормы не распространяются на валютных заемщиков, у которых возникли задолженности ранее 1 октября 2014 года. Согласно документу, изменения вносятся и в условия кредитных договоров — заемщики будут погашать обязательства в российской валюте по курсу на 1 июля 2014 года (доллар США — 33,8434 рубля, евро — 46,1827 рубля). Сам срок действия моратория может ежегодно продлеваться вплоть до даты вступления в силу закона о реструктуризации.
«За этот год правительство должно определиться с уполномоченным органом, который определит категории лиц, нуждающихся в помощи, объемы помощи и источники финансирования. По моим оценкам, помощь нужна 30% валютных заемщиков. Основным критерием должно быть единственное жилье в семье», - пояснил парламентарий.
Сенатор убежден в том, что основную часть возникнувших издержек должны понести банки, так как являются профучастниками рынка и должны были оценивать риски. Остальную часть, по его мнению, покроют заемщики и государство.
На прошлой неделе в ряде городов России прошли акции в поддержку валютных заемщиков — некоторые из них уже стали терять заложенное жилье, так как не справляются с платежами из-за резкого роста стоимости валюты.