Депутат Олег Савченко внес в Госдуму законопроект, который вводит новый правовой институт — наследственный договор.
Приобретатель квартиры, заключивший такой договор с собственником, получает права на жилье только после смерти отчуждателя имущества.
До этого момента приобретатель уплачивает за квартиру ренту (устанавливается в соответствии с величиной прожиточного минимума в регионе), а также обеспечивает потребности отчуждателя в жилище, питании, одежде, уход за ним и (если это установлено договором) после смерти берет на себя расходы по оплате ритуальных услуг, пишет газета «Известия».
Отчуждателями в наследственном договоре могут быть только граждане, а приобретателями — физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты страны, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации.
Изменение и расторжение наследственного договора будет возможно по соглашению сторон либо по решению суда.
Как пояснил изданию Савченко, люди пожилого возраста, стремясь обеспечить себе достойную старость, нередко заключают договор пожизненного содержания с иждивением или постоянной ренты. Они получают ренту, но квартира переходит в собственность приобретателя с момента госрегистрации договора. На практике встречаются ситуации, когда отчуждатель оказывается вообще лишенным возможности пользоваться жилым помещением, которое является для него единственным. Согласно ГК, квартира в данном случае находится у него в залоге, однако обратить взыскание на предмет залога гражданин может только в случае нарушения плательщиком ренты условий договора.
По мнению Савченко, проблема может быть решена в случае введения механизма, позволяющего получателю ренты оставаться собственником квартиры на протяжении всей его жизни. Чтобы легализовать такой механизм, необходимо внести существенные изменения в ГК.