Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Гаражная война в законе

Заявление Сергея Собянина о компенсациях за снесенные гаражи не согласуется с действующим московским законом. На последствиях нестыковки погорели рядовые москвичи, с которыми встретилась съемочная группа Infox.ru.

На Огородном проезде на севере Москвы расположена автостоянка «Бутырские тополя».

«Уведомление о сносе гаражей мы получили 11 мая прошлого года. 9 мая президент поздравлял всех ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а 11 мая получили от нашей управы уведомоления об освобождения участка. Замечательный подарок!» -- говорит председатель автостоянки "Бутырские тополя" Владимир Селиверстов.

Гараж, который власти пытаются отнять у пенсионера Валерия Воронина, достался ему по наследству от отца-фронтовика. Когда в конце 50-х Кировский райисполком города Москвы предоставил отцу, Ивану Воронину, гараж за боевые заслуги перед Родиной, Воронин-младший был мальчишкой. «Здесь был заболоченный пустырь с огромным количеством мусора. Я тогда еще 8-летний мальчишка помогал отцу наводить порядок, строить. И мы с другими москвичами построили поистине народный гараж», -- вспоминает Валерий Воронин.

В 1941-м, когда началась война, Виктору Немцову, тоже было 8 лет. Он с первых ее дней трудился в тылу. Нынешний гараж на автостоянке ему никто не давал, ветеран купил его на свои деньги почти 30 лет назад за 700 рублей. «Это же деньги были!» -- смеется Виктор Немцов.

Рядом с стоянкой «Останкино», на соседнем участке земли расположились 504 гаража. При прежнем мэре их было больше.Часть гаражей снесли для строительства монорельса. 84 счастливчика получили от города и компенсацию около 1000 долларов, и место стоянки автомобиля, а столица обрела свой первый монорельс. Остальным не повезло. Другой «подарок» экс-мэра портит кровь владельцам гаражей -- программа «Народный гараж».

По этому проекту владельцы гаражей должны добровольно расстаться со своим имуществом. Просто так. Собственник гаража Евгений Терехов возмущен: «Программа «Народный гараж» не предусматривает выплату компенсации, -- говорит он, -- просто выкидывают. Забирайте свои гаражи. Аренду не продлевают. Считают, что мы здесь находимся незаконно». Адвокат Александр Жбанков так комментирует ситуацию: «Мы видим прямое нарушение 35 статьи Конституции РФ. Современное российское государство, в частности Москва, получается, отрицает право собственности граждан на их гаражи, которые в свое время выдавались им исполкомами, либо выделялись места под строительство гаражей этими же исполкомами. Затем из года в год менялись поколения, менялись владельцы гаражей, гаражи передавались по наследству, продавались.. То есть, ими распоряжались, как собственностью. А теперь есть четкая позиция города, что на месте старых гаражей должны быть воздвигнуты «народные гаражи».

У городских властей намерения здравые. Действительно, этот самострой-«шанхай» вредит имиджу столицы. Здесь с властями не поспоришь: если сегодня не проехать, то завтра будет не пройти. Машин все больше, земли все меньше. Только рядовой житель все равно оказывается не у дел.

По «льготной программе» московского правительства вместо снесенной автостоянки можно купить место на парковке-этажерке за 350 тысяч рублей, это почти 9 тысяч евро. Для сравнения, жителю Германии такой паркинг обойдется почти вдвое дешевле. Сегодня места приобрели чуть больше 21 тыс. человек. Это меньше 1% автомобилистов Москвы.

Нет денег - ряд банков любезно предложит кредит. Только пенсионерам ни один банк кредит не даст. Похоже, народность такого проекта под вопросом. Доходит до абсурда: на месте снесенной парковки предлагают построить «народный гараж» с точно таким же количеством машиномест. С несогласными собственниками гаражей Москва судится. Председатель автостоянки "Бутырские тополя" Владимир Селиверстов рассказывает, что был случай, когда в суде было принято очное решение и выигран иск против человека, который умер 2 года назад.

В управе «Бутырская» корреспонденту Infox.ru сообщили, что из 492 исков к гражданам город на сегодня выиграл 483. Остальные иски на рассмотрении.

Главный специалист Управы «Бутырская» Валерий Белоусов пояснил в чем дело. Оказалось, что обладатели машиномест в «Бутырских тополях» и при Советском Союзе не были собственниками. «Кировский районный совет депутатов решением от 13 октября 1982 года разрешил на этом участке организовать временную стоянку и отметил, что исполком может изъять этот земельный участок в случае необходимости его использования под иные цели», -- поясняет Валерий Белоусов.

Получается, что гаражи стоят с конца 50-х, а разъяснение правовых отношений с исполкомом появилось только в 80-х. Похоже, что выбора у автовладельцев нет. И вопрос о новом месте для автомобиля -- личная проблема каждого. Тяжба с властью -- пустая трата нервов, средств и времени. Жаловаться некуда. Пенсионер Владимир Воронин убедился в этом лично.

Владельцы гаражей не собираются сдаваться. Председатель стоянки "Бутырские тополя" отстаивает свою позицию: «Мы боремся уже больше года. И будем стоять до последнего. Будут бульдозеры, значит, пойдем под бульдозеры. Был уже и ОМОН, и драки были. Если бы мы не боролись, нас бы уже здесь не было».

Пока замена парковок на «народные» гаражи выглядит как вымогательство денег у москвичей. Так как народный спрос на новые гаражи невелик, то можно предположить, рано или поздно правительство Москвы может поднять вопрос о запрете парковок во дворах.

Тем временем инвесторы без лишнего шума скупают места в народных гаражах с хорошей локацией.

13 июня на стоянке «Бутырские тополя» горели гаражи.

Полная версия