Высотное строительство – это уже и наша объективная реальность. Пока в Гонконге и Сингапуре, по всей Юго-Восточной Азии растут «леса» небоскребов, в России реализуются лишь точечные проекты – вроде «Москва-Сити» или центра Екатеринбурга. Одно из знаковых зданий – «Лахта центр» - может появиться в Санкт-Петербурге к 2018 году. Infox.Ru побеседовал с одним из его архитекторов – директором по международным проектам бюро RMJM (Великобритания) Тони Кеттлом - о будущем высотного строительства в России.
Тони Кеттл, директор по международным проектам архитектурного бюро RMJM (Великобритания). После окончания Эдинбургского колледжа искусств Университета Уатт-Эррио в 1989 году вошел в состав команды RMJM. В 1997 году возглавил британский офис бюро, в 2007-м - бюро по Европе, с 2007 года – директор по международным проектам. Среди его проектов – «Фолкеркское колесо» в Шотландии (оно изображено на банкноте в 50 шотландских фунтов), новое здание Шотландского парламента в Эдинбурге, «Охта центр» и «Лахта центр» в Санкт-Петербурге, Международный конференц-центр в Дубае, «Сити Палас» («Москва-сити»).
- Мистер Кеттл, вы могли бы привести примеры наиболее удачных в архитектурном плане решений офисов крупных корпораций? Ваша персональная «пятерка» самых-самых офисных зданий?
- Если брать здания, построенные за последние 30 лет, то это, конечно же, будут Lloyd’s Building, Commerzbank Tower, Glaxo, BM Bank, строящийся сейчас в Абу-Даби небоскреб Capital Gates (это, кстати, один из проектов нашего бюро RMJM). У каждого из этих сооружений есть собственные архитектурные и эстетические достоинства, но все они - уникальны, и не похожи ни на что другое.
- Ваше бюро сейчас работает над проектом офисного здания «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, какое место в подобном рейтинге может занять «Лахта центр»? Насколько современны технологии и проектные решения, которые здесь будут использованы?
- Думаю, «Лахта» займет в этом списке первое место – чего уж там стесняться? (Смеется). Если же говорить серьезно, то офисное здание «Газпром нефти», которое мы проектируем в Приморском районе Санкт-Петербурга, станет одним из самых передовых в мире. Здесь будет применена одна из самых современных технологий – двойной фасад, позволяющий снизить потребление электроэнергии на отопление и кондиционирование на 30-50%. Такое в России пока редко встретишь. Кроме того, мы серьезно поработали над его формой, учитывая то, что Петербург – это город у воды, а «Газпром» - крупнейшая энергетическая компания Европы. Перетекание энергий, мощь и сила энергии воды – вот что воплощено в форме здания. Оно будет органично смотреться на новом месте.
- Какие самые важные требования выдвигают корпорации, которые заказывают проектирование своей новой штаб-квартиры?
- Основное требование, которое обычно предъявляют заказчики (а нам, в RMJM, нередко приходится иметь дело именно с корпорациями) – это каналы быстрой коммуникации. Для руководства компаний очень важно, чтобы их сотрудники могли оперативно связываться друг с другом и очень мобильно передвигаться внутри зданий. Сегодня принятие решений может занимать секунды, а их цена может быть слишком высокой. Именно поэтому главное, о чем пекутся заказчики, - экономия времени. Именно поэтому зачастую при планировке помещений стараются сделать так, чтобы одно подразделение находилось на одном этаже. В «Лахте» также будут установлены высокоскоростные двухпалубные лифты. Это самые современные лифты, которые «берут» вдвое больше людей, чем обычные.
Еще одно важное требование – возможность гибкого изменения как внутреннего, так и внешнего пространства зданий,. То есть, помещения должны максимально быстро трансформироваться из небольшого офиса в, скажем, зал заседаний, рассчитанный на большое количество человек.
Главное, что сегодня нужно крупной корпорации при проектировании ее штаб-квартиры, - это мгновенная связь между сотрудниками, помещения, которые могут и сжиматься, и расширяться – в зависимости от нужд компании, кроме того - комфорт и удобство персонала, которые выражаются в дружественной внутренней планировке, отделке, подборе мебели. Также важным является ощущение большого открытого пространства, света и воздуха. В «Лахта центре» мы планируем объединять несколько этажей в один, создавая атриумы, которые будут давать ощущение свободы, простора.
- В чем уникальность месторасположения будущего «Лахта-центра»? Насколько сильно перерабатывается проект «Охта-центра» для размещения в Приморском районе после решения о его переносе из района Охты?
- Новая площадка в Лахте, в отличие от первой площадки в устье реки Охта, расположена в 9 км от исторического центра Санкт-Петербурга. При таком расстоянии высотное здание будет выглядеть лишь как еще один шпиль на горизонте.
С переносом проекта на новое место он был серьезно переработан. Мы учли, что на новом месте – другой грунт. Понятно, что фундаменты будут другими. Естественно, что мы будем привязывать основной дизайн комплекса к новой местности и климату. Очевидно, что новая площадка – более открытая, видная со стороны Финского залива, дает место для полета фантазии, творчества. Ведь появление башни «Лахта центра» в этом месте будет создавать новый образ – как территории Приморского района, так и «парадного вида» Петербурга с моря.
Именно поэтому башня стала более элегантной, она будет выглядеть более изящно на фоне неба. Мы немного увеличили ее высоту, чтобы выразить законченный вид проекта с точки зрения геометрии – на Охте сделать это было невозможно из-за массы ограничений.
«Лахта центр» будет выглядеть как единое целое, составленное из высотного здания и стилобатной части, расположенных рядом. Причем, стилобат вписан в существующий ландшафт. Этот проект создаст уникальную новую городскую среду – там, где сейчас находится по большому счету пустырь, своей унылостью и невзрачностью совершенно не украшающий въезд с моря в Санкт-Петербург.
Сегодня в Петербурге есть лишь одно высотное сооружение, которое сразу заметно при подлете к городу. Это телевизионная башня высотой 310 метров. Каждый раз, прилетая в вашу северную столицу, я думаю: зачем ее подсвечивают по ночам? Ведь это всего лишь инженерное сооружение, построенное для сугубо утилитарных целей! И нахожу для себя только один ответ: наверное, потому, что это еще одна вертикальная доминанта, дополняющая общую городскую композицию, общий городской ландшафт. Наш проект создает то же самое. Когда башня в Лахте будет построена, я уверен, что люди скажут: «А почему бы не установить на нее подсветку?»
- Вы неоднократно занимались проектами офисных зданий. Наверняка у вас есть какая-то собственная философия создания подобных проектов…
- Я отталкиваюсь от места, выбранного клиентом, и его потребностей. Дальше, как бы громко это ни звучало, начинается творчество – современная архитектура не может себе позволить создание прагматичных зданий, выглядящих на одно лицо. В каждом сооружении должны как минимум отражаться взгляды архитектора на мир, его окружающий. И, конечно, творчество должно идти рука об руку с потребностями тех, кто заказывает архитектору проект.
Я много времени провожу в саду, наблюдая за жизнью, которая постоянно кипит в нем, поэтому многие мои идеи подсказаны геометрией самой природы. Я занимаюсь поиском новых линий, связывающих органичные формы.
Иногда я завидую великим мастерам прошлого. В их распоряжении был очень ограниченный набор инструментов и технологий. Поэтому если вы посмотрите на старинные соборы, дома, то можете заметить, что они практически идеально вписываются в окружающий ландшафт, а формы этих зданий безупречны, поскольку продиктованы самой природой. Ведь принцип «золотого сечения» - краеугольный камень, основа всей архитектуры, не возник в результате какого-то озарения – он появился в головах архитекторов минувших веков из самой природы.
- Раз уж речь зашла о философии или, если хотите, идеологии архитектуры… Как, с вашей точки зрения, характер «Газпром нефти» передан в проекте «Лахта-центра»?
- Идеология компании является ключевым моментом успеха для проекта. При проектировании здания нам хотелось воплотить дух Петербурга, а также дух и идеи крупнейшей энергетической компании. Дух города связан с водой, выходом к воде: в городе расположено много каналов, здесь много воздуха, зимой – снег и лед. В нашем проекте органичным образом отражается связь с водным пространством.
Компания «Газпром» – ведущий поставщик энергии для всей Европы и других стран мира. Ее идеология – распространение энергии, понимание ответственности, связанной с ее использованием. Форма башни в этом смысле выбрана неслучайно – как бы закрученная по спирали, она выражает мощь энергии, ее устремленность ввысь. Вне всяких сомнений, «Лахта» может стать знаковым сооружением, которое станет лидером среди зданий такого типа, поможет распространить во всем мире образ компании, ее важность и ценность.
- Почему офис крупной корпорации обязательно должен быть высотным? Ведь проектирование и строительство таких зданий обходится дороже?
- В некотором смысле размещение офисов крупных компаний в высотных зданиях обусловлено самоопределением компании, стремлением создать знаковое сооружение – с точки зрения престижа компании, ее влиятельности.
В то же время для большой корпорации высотное здание – это возможность собрать всех сотрудников в одном месте, наладить между ними более эффективную коммуникацию - в том числе, и потому, что передвижение сотрудников с одного этажа на другой становится более простым и удобным. Строительство высотного здания также обеспечивает больше возможностей с точки зрения использования площадки вокруг объекта. Таким образом, можно говорить о целом ряде преимуществ строительства именно небоскреба для размещения штаб-квартир корпораций.
Если брать тот же Санкт-Петербург, то каждый век оставил в нем свое знаковое вертикальное сооружение. В прежние времена такие здания были связаны с религией, торговлей, коммуникациями. В наше время ключевым фактором является энергия. Новая высотная доминанта, которая вместит в себя несколько дочерних компаний «Газпрома», подчеркнет, таким образом, приоритет энергии – основного продукта компании.
- Что вы думаете об опасениях и протестах, которые выражали жители Санкт-Петербурга, когда речь шла еще о проекте «Охта центра»?
- Как мне кажется, в какой-то момент город встал перед выбором: либо превратиться в музей под открытым небом, либо попытаться продолжить развитие. Но Санкт-Петербург слишком большой, чтобы превратиться в музей - он в десятки раз превышает по размеру Венецию или исторический центр Рима. Здесь есть огромные пространства для развития, городу нужны инвестиции, которые вдохнули бы в него новую жизнь, привлекли еще больше гостей. Когда еще здесь появится другая компания масштаба «Газпрома», которая захочет создать что-то сопоставимое? Это, поверьте мне, большая редкость.
- Существуют ли какие-то кардинальные отличия в проектировании офисов для зарубежных и российских компаний?
- Они есть. Хотя в современном мире наблюдается тенденция к сближению принципов. В России особое значение всегда имели вопросы обеспечения безопасности. Это играет свою роль и в Западной Европе, и в Америке. Однако общемировым трендом является создание более открытого офисного пространства, разбивка его на зоны, которые могут использоваться в различных целях.
В России только начинают задумываться над этим. Здесь с советских времен сильна тяга к другого рода помещениям – упор делается на длинные коридоры, небольшие кабинеты. Все кажется очень закрытым и спрятанным. Шагом вперед на российском рынке станет отказ от длинных коридоров, увеличение открытости офисных пространств.
Открытость в современном мире – это среда обитания совсем иного рода. Необходимо научиться пользоваться ею. Наличие офисных пространств различного рода делает работу в такой среде более приятной.
- Как решается вопрос создания полноценного общественного пространства в районе, где большую часть занимает офис большой корпорации? Есть ли решения, которые позволили бы оставаться этому району «живым» и в ночное время?
- Продолжая разговор об общемировых тенденциях, отмечу, что большинство строящихся сегодня в мире высотных зданий представляют из себя комплексы, в которых офисные пространства составляют лишь их часть.
Сейчас создают многофункциональные общественно-деловые районы, в которых должны быть зоны общественного питания, торговые, жилые зоны. Все это делается для того, чтобы жизнь здесь не замирала в вечернее и ночное время.
Также необходимо обеспечить общественные функции: библиотеки, спортивные, медицинские центры. В «Лахта центре» предполагается строительство не только высотного офисного здания, но и создание сооружений, которые будут нести общественную и сервисную нагрузку. К примеру, в башне будут располагаться офисы, наверху - обзорная площадка, вращающийся ресторан, технические помещения. В зданиях стилобатной части появятся конференц-центр, залы для занятий физкультурой и спортом и др. В расширенном генплане предполагается развитие зоны жилой застройки и зоны розничной торговли. Таким образом, в объекте представлен целый спектр различных функций, которые в совокупности формируют единое пространство.
- Какие технологические решения наиболее часто используются при проектировании современных офисов крупных корпораций?
- Ключевой момент для современных высотных зданий – это экологичность. Если мы говорим об энергоэффективных решениях, то на первый план выходит понятие «контроль», которое подразумевает, что сотрудник офиса может менять условия своей окружающей среды. Контроль окружающей среды обеспечивается благодаря применению естественной вентиляции и подачи воздуха в офисные помещения. Эта концепция, как и многие другие (тот же двойной фасад, о котором я уже говорил), используется в проекте «Лахта центра».
- Какие наиболее современные материалы используются для отделки офисов крупных корпораций в мире?
- Крупные корпорации хотят, чтобы их здания стояли 100 лет, чтобы была возможность проводить ремонтные работы и техническое обслуживание. Для обеспечения устойчивости и долговечности в «Лахта центре» будут использованы нержавеющая сталь, стекло и новые материалы - такие как стеклометаллическая сетка, придающая зданию качества, схожие с теми, которые присущи человеческому организму, и в то же время обеспечивающая долговечность, которая необходима подобным сооружениям. Во внутренней отделке будут использоваться натуральное дерево и камень – мы хотим, чтобы люди, которым предстоит обживать эти офисы, чувствовали свое единение с натуральными, максимально близкими к природе материалами. С этой же целью цветовая гамма интерьеров будет решена таким образом, чтобы соблюсти баланс между «теплыми» и «холодными» оттенками в различных частях здания. В оформлении «Лахта центра» будут использованы переработанные материалы из металла, камня и дерева.
Справка
RMJM - международное архитектурное бюро, головной офис в Эдинбурге (Великобритания). Является одним из крупнейших в мире - имеет 17 представительств. В составе бюро – около 800 архитекторов 50 национальностей. В России бюро реализует проекты: «Лахта центр» (Санкт-Петербург), «Сити Палас» (Москва), «Екатеринбург Тауэр» (Екатеринбург), гостиницы «Корабельная» и «Мыс Бурный» (Владивосток).