С расширением территории города фактор «не резиновая» потеряет актуальность, и цены на жилье в Москве могут даже начать снижаться, особенно в ряде районов, утверждает эксперт.
Валерий Барнинец, генеральный директор агентства недвижимости «A-Realty Group», заявил, что новость о расширении границ Москвы (создание Столичного федерального округа -- СФО) в одно мгновение лишило многих инвесторов жилья надежды на будущий рост цен. «На протяжении нескольких десятилетий основной причиной для ценового шторма было недостаточное количество земельных участков под строительства недорого жилья и реализации социальных программ. Теперь же страхов, связанных с нехваткой площадей под строительство, не осталось», -- поясняет эксперт.
Он считает, что даже если цены на жилье в «новой Москве» и подрастут в краткосрочной перспективе, то в ближайшие 10-20 лет новые земли станут основной причиной стагнации на столичном рынке жилья.
По его мнению, после формирования новой Москвы в новых границах возникнут нескольких новых «центров» Москвы, что приведет к формированию совершенно иных по своей социальной структуре районов. «Неизбежно формирование благополучных и неблагополучных зон, национальных гетто, исторического центра с тихой и размеренной жизнью и нескольких очень дорогих районов. Мы столкнемся с ситуацией, которая уже имеется в городах на границе между Москвой и областью. Реутов, Люберцы, Химки – в этих городах, несмотря на близость к столице, есть значительная разница по сравнению с московским уровнем жизни. Это серьезный конфликт в социальных условиях, а также разница между стоимостью услуг ЖКХ и объемов социального обеспечения» -- рассказывает Валерий Барнинец. Как преодолевать эти противоречия власть при расширении города – пока непонятно.
Эксперт констатирует и другую проблему, которая неизбежно возникнет, если будет реализована идея по созданию международного финансового центра за пределами МКАД. "Это полностью лишает смысла одну из самых крупных строек в столице. Москва-Сити как средоточие бизнес-жизни Москвы грозит вообще не состояться в силу дороговизны аренды и полного отсутствия инфраструктуры", -- считает эксперт.
Однако все зависит от темпов процесса расширения, добавляет Барнинец. Если расширение будет проходить скачками, то такой поворот ничего хорошего городу не принесет: «Может повториться ситуация с Бутово: районы строились, а доступность и инфраструктура отставали. Ситуацию сейчас немного разгрузила линия метро, но проблема окончательно не решена.
От редакции: пожалуй, создателям новой Москвы стоит внимательно изучить ситуацию с Бутово и иными замкадными районами, чтобы подумать, как избежать тех транспортных и инфраструктурных проблем, которые стали неизбежной частью жизни проживающих там москвичей.