Жилье пошло в Московскую область, москвичи – за ним
По мнению девелоперов и риэлторов, рынок жилья эконом-класса смещается в область, это грозит уже целому региону транспортным коллапсом.
На круглом столе «Рынок жилой недвижимости: тенденции и прогнозы», организованном оргкомитеом Премии Urban Awards-2011, эксперты рассказали, почему московские застройщики уходят в область. «Ключевое различие – в области есть собственники земли, и с ними можно договариваться, а в Москве – их нет», -- рассказал Андрей Блажко, генеральный директор компании «Домостроитель».
Второй важный аргумент – в области есть значительные участки земли, на которых возможно возводить большие комплексные проекты, которые позволяют окупить подведение инфраструктуры. Но это под силу только крупным застройщикам и можно говорить о том, что на рынке Московской области начинают доминировать большие структуры.
Таир Магомедов, руководитель направления по работе с партнерами Московского банка Сбербанка РФ, отметил, что банк увеличил объем кредитования в 2,5 раза за последние полтора года. И в банке не разделяют Москву и область, поскольку давно считают их единым рынком. При этом он отметил, что все больше жилья приобретается в новостройках. К примеру, кредитование новостроек сейчас уже составляет 40% от общего объема выданных кредитов. И в основном это дома в Подмосковье. Сбербанк выдает до 1200 кредитов в месяц и эксперт заявил, что «пора перейти с минорной ноты». Банк запустил одну из кредитных программ, предлагающих ипотеку под 8% годовых в рублях, и считает, что это минимальная ставка, которая возможна. Отметим, что в среднем на рынке ставка ипотечного кредита составляет 13,2%.
Строить в Московской области будут все больше и больше, а в Москве останутся только объекты бизнес- и элит-класса, сошлись практически в едином выводе эксперты. Направления в области тоже уже обрели свою специализацию. Рублевка как была, так и остается направлением элитного строительства, Новорижское, Минское и Калужское твердо заняли позиции, где уместно строить жилье бизнес-класса , остальные трассы больше подходят для эконом-строительства, хотя некоторые исключения в местах с отличными характеристиками в сторону повышения класса возможны.
Но девелоперов крайне волнует ряд социальных вопросов, без которых они не видят будущего для своего бизнеса. К примеру, это вопрос развития дорожной сети и создания рабочих мест. Основные трассы на въезд в город уже давно перегружены, но добавление каждый год нескольких миллионов квадратных метров за пределами Москвы, и без создания офисных центров за МКАД приведет к полному транспортному коллапсу, уверены все участники.
«Уже сейчас 60% покупателей в ряде жилых комплексов в Московской области составляют москвичи», -- заявил Александр Крапин, генеральный директор компании RWAY. Ситуация, в которой москвичи переезжают жить за город, но ездят на работу в Москву, обретает уже глобальный характер. Жители Подмосковья и тихих городков уже давно говорят: «Москвичи понаехали», и цинично замечают, что Москва давно уже по факту потеряла право на звание «резиновой» -- ведь в нее не вмещаются даже москвичи, мигрируя в Подмосковье.