Москва
3 января ‘25
Пятница

Тринадцать боевиков убиты в Махачкале

В Дагестане ликвидировано тринадцать боевиков. Операция началась через несколько часов после того, как неизвестные расстреляли автомобиль руководителя межрегионального отдела по борьбе с экстремизмом главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу. От полученных ранений подполковник Гапал Гаджиев скончался. Ситуация в республике в последнюю неделю была особенно напряженной, несмотря на мусульманские праздники.

«По данным на 9:00, в ходе контртеррористической операции (КТО) в Махачкале нейтрализовано десять боевиков», - говорится в заявлении Национального антитеррористического комитета (НАК). Оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия в Кировском районе города продолжаются, режим КТО пока не отменен.

«Операция осуществляется на основании данных, полученных ФСБ России, в ходе проведения оперативно-розыскных и поисковых мероприятий по раскрытию совершенных в последнее время в Республике Дагестан преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и убийствами сотрудников правоохранительных органов», -- говорится в сообщении НАК. Потерь среди силовиков нет.

«Еще трое боевиков было нейтрализовано во время другой операции во время боестолкновения в селении Комсомольском Кизилюртовского района Дагестана, -- сообщает НАК. -- В ходе отработки оперативной информации ФСБ России в были уничтожены главарь Кизилюртовской бангдгруппы Шамиль Магомеднабиев, объявленный в федеральный розыск, и брат погибшего в этот же день главы администрации села Комсомольское Шарипова Х.А. Погибли двое сотрудников правоохранительных органов».

Тревожные выходные в Дагестане

Покушения на милиционеров в последнее время в республике участились, несмотря на пост в священный месяц Рамадан и празднование Ураза-байрама. В ночь на субботу в пригороде Махачкалы был убит капитан милиции. Утром в воскресенье неизвестные расстреляли автомобиль подполковника Гапала Гаджиева, возглавляющего первый межрегиональный отдел по борьбе с экстремизмом ГУ МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу. Офицер скончался.

Ситуация в Дагестане в последние дни остается напряженной. 5 сентября смертник устроил взрыв у въезда на военный полигон близ Буйнакска. Трое военнослужащих погибли на месте, четвертый скончался в больнице. Ранения получили более 30 человек.

За прошедшую неделю в республике было несколько случаев нападения на милиционеров. В субботу взорвали автомобиль милиционера в Махачкале. В результате взрыва тот выжил, хотя и оказался в больнице.

Впрочем, произошедший 9 сентября взрыв у входа на главный рынок Владикавказа затмил теракт в Буйнакске. Жертвами смертника стали 17 человек, ранения получил 161 человек.

Но самой тяжелой была пятница. В этот день сотрудники милиции и ФСБ ликвидировали две группы боевиков – одну в Дербенте, другую в одном из сел Сергокалинского района. В ходе обеих операций было уничтожено шестеро боевиков, в бою погибли три милиционера.

Террористические атаки и нападения на сотрудников правоохранительных органов продолжаются, несмотря на значительные успехи милиции и ФСБ в борьбе с бандподпольем. С начала этого года ликвидированы его ведущие представители – один из главных идеологов Саид Бурятский, глава кабардино-балкарского отделения Анзор Астемиров, глава ваххабитов Дагестана Магомедали Вагабов, один из последних арабских полевых командиров на Кавказе Ясир Амарат, а лидер боевиков в Ингушетии Магас был захвачен живым.

Палестинские перспективы Кавказа

Заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондент РАН Сергей Арутюнов отмечает, что подобные вспышки насилия стали обыденным явлением для региона.

«Террористическое подполье далеко от агонии, несмотря на значительные успехи спецслужб и милиции по ликвидации его лидеров и отдельных банд», -- считает он.

По его словам, ситуация на Кавказе может развиваться по израильскому сценарию. «Складывается ситуация, похожая на ту, что существует в Израиле. Там лучше поставлена работа спецслужб, больше поддержка населения, но искоренить палестинский терроризм не удается. То же происходит и в России – борьба с террористами продолжается уже десятилетия», -- отмечает он. По его мнению, одни силовые методы не могут обеспечить спокойствие на Кавказе, нужны более значительные перемены, и не только на юге страны.

Структура подполья, в которой отсутствует единый центр и многие ячейки действует самостоятельно, снижает эффект от ликвидации лидеров вроде Астемирова и Вагабова.

Теракты -- знак отчаяния

«Судя по последним событиям, террористы начинают испытывать нечто похожее на отчаяние. Раньше их жертвами становились милиционеры и военные, а во Владикавказе пострадавшие – невинные люди, пришедшие на рынок за покупками. В условиях успехов ФСБ и милиции террористам необходимо заявить о себе, показать, что они все еще представляют угрозу, и они бьют по мирным жителям», -- считает Арутюнов. Это означает, что по мере успехов силовиков, загнанные в угол террористы будут действовать еще более жестко.

Учащение терактов с участием смертников может свидетельствовать и о других переменах в бандподполье. За подготовкой людей, готовых совершить самоподрыв, вероятно, стоит небольшая группа людей, отметил Арутюнов. Это делает террористов более уязвимыми.

Полная версия