Солдаты-срочники наименее защищены в правовом отношении по сравнению с другими военнослужащими, к примеру, контрактниками. Из 50 тыс. военных, обратившихся по тем или иным причинам в военные суды в 2009 году, всего 203 солдата срочной службы. Тем временем уровень преступности в армии не снижается.
Доступ к правовой защите солдат срочной службы в Вооруженных силах существенно затруднен по сравнению с военнослужащими контрактной службы, заявил во вторник «Интерфаксу» председатель Военной коллегии Верховного суда Владимир Хомчик.
«Из более чем 50 тысяч военнослужащих российской армии, обратившихся в военные суды в прошлом году с заявлениями и исками, связанными с нарушениями их прав, лишь 203 это солдаты-срочники. Это свидетельство того, что такая категория военнослужащих наименее защищена в правовом отношении», -- сказал Хомчик.
По его словам, условия военной службы, в частности запрет покидать воинскую часть, не дают возможности солдатам в случае острой необходимости обращаться за помощью в суды, органы военной прокуратуры.
Неистребимая дедовщина
Хомчик отметил, что количество преступлений в российской армии, в том числе связанных с дедовщиной, не снижается, несмотря на сокращения как численности контрактников, так и сроков военной службы по призыву.
«Если в 2008 году за все виды преступлений в армии и на флоте было осуждено 9310 военнослужащих, то в 2009 году эта цифра составила 9232. Снижение, как видим, на минус 0,8 процента», -- сказал Хомчик.
«Таким образом, -- продолжил он, -- несмотря на значительное сокращение офицерского состава и контрактников в рамках реформирования Вооруженных сил, численность преступлений в армии не снижается».
По словам Хомчика, высоким сохраняется и уровень дедовщины в армии и на флоте. «В 2008 году в войсках за неуставные взаимоотношения были осуждены 1239 военнослужащих, а в 2009 году -- 1167. Фактически казарменное хулиганство остается на прежнем высоком уровне. И это не может не тревожить», -- отметил он.
Хомчик считает, что важную роль в укреплении воинской дисциплины и правопорядка должен сыграть дисциплинарный арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте, который был восстановлен законодателями 1 января 2007 года.
«К сожалению, за более чем три года военное ведомство, ссылаясь на отсутствие средств, не построило ни одной новой гауптвахты и не реконструирует старые. Фактически на всю армию сегодня действует только одна современная гауптвахта, которая находится в пятой гвардейской мотострелковой бригаде, что в подмосковном Алабине», -- отметил Хомчик.
Дезертир поневоле
Вчера солдат-срочник, сбежавший из чебаркульского гарнизона, обратился за помощью к журналистам, сообщает ГТРК «Южный Урал». Руслан Хусаинов рассказал, что бежать его заставила безвыходная ситуация.
Родители солдата прислали ему денежный перевод, но старшие по званию пригрозили послать его под арест, если он не отдаст им €150, полученные от родственников. Хусаинову пришлось откупиться. Потом солдат обратился в местную прокуратуру, но, боясь расправы, за день до собственной демобилизации сбежал из части.
В военно-следственном отделе по челябинскому гарнизону считают, что солдата не накажут, поскольку причиной его самоволки стал страх расправы со стороны тех, на кого он подал заявление в прокуратуру.
Сейчас проводится проверка в отношении деятельности лиц военной комендатуры и отдела военной полиции чебаркульского гарнизона. По результатам проверки будет принято решение о возбуждении уголовного дела.