КС: инвалидов-чернобыльцев неправильно обеспечивают жильем
Конституционный суд признал, что закон не обеспечивает равным образом предоставление жилья инвалидам-чернобыльцам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до и после 1 января 2005 года. Александру Жестикову и Петру Мягчило власти отказали именно потому, что они встали на учет, по мнению чиновников, слишком поздно.
Конституционный суд признал, что в действующем российском законодательстве не установлен правовой механизм, который равным образом обеспечивал бы предоставление жилья инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до и после 1 января 2005 года, сообщает пресс-служба КС.
В чем же дело?
Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности положений п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поводами к рассмотрению дела стали запрос Курчатовского городского суда (Курская область) и жалобы инвалидов-чернобыльцев Александра Жестикова и Петра Мягчило. Им было отказано в выдаче государственных жилищных сертификатов на том основании, что они встали на учет после 1 января 2005 года.
Что по норме?
Нынешние нормы предусматривают «однократное обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, если они получили заболевания, стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы или участвовали в ликвидации ее последствий в порядке, установленном правительством». А вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством страны.
По мнению заявителей Жестикова и Мягчило, эти нормы ставят представителей одной и той же категории граждан (тех, кто подвергся радиационному воздействию) в неравные условия. Они утверждают, что обеспечение жильем чернобыльцев -- это льгота, направленная на компенсацию вреда, причиненного их здоровью в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и неправомерно ставить ее предоставление в зависимость от того, когда эти граждане встали на жилищный учет.
Такой же позиции придерживается и Курчатовский суд, который рассматривает дело еще одного ликвидатора чернобыльской аварии -- Николая Литаврина. Мэрия Курчатова отказала ему в выдаче жилищного сертификата, что он и обжаловал в суде.
Решение суда
Конституционный суд пришел к выводу, что оспоренные нормы действительно «не устанавливают правовой механизм, который равным образом обеспечивал бы предоставление жилья инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий катастрофы». А значит, эти нормы не соответствуют ст. 19 (ч. 2), 40, 42 и 55 (ч. 3) Конституции.
Теперь решения, принятые по делам Жестикова и Мягчило, будут пересмотрены.
«Вред, причиненный гражданам во время чернобыльской катастрофы, связан с использованием государством ядерной энергии. Этот вред по масштабам и числу пострадавших является реально невосполнимым. Следовательно, государство должно принять на себя обязанность по предоставлению денежных и других материальных компенсаций. Меры социальной поддержки должны быть направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к медицинским, транспортным, жилищно-коммунальным услугам, лекарственному обеспечению, занятости и получению образования с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми», -- говорится в сообщении пресс-службы.
Хотели как лучше?
По мнению суда, при установлении нового правового регулирования «законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства». К тому же необходимо сохранять, а по возможности повышать ранее достигнутый уровень социальной защиты.
А на деле получилось, что федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был изменен порядок обеспечения жильем инвалидов-чернобыльцев и участников ликвидации последствий катастрофы. В результате те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, оказались лишены гарантий, обеспечивающих реальную возможность получения жилья и жилищных субсидий, которую имеют чернобыльцы, принятые на учет до 1 января 2005 года.