Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

РАН: переименование Ленинградского вокзала исторически оправданно

По мнению ученых из Института российской истории РАН, переименование Ленинградского вокзала в Николаевский исторически оправданно. Однако пока окончательного решения руководства ОАО РЖД по этому вопросу нет.

Институт российской истории РАН провел исследование по вопросу переименования Ленинградского вокзала Москвы в Николаевский и пришел к выводу, что это исторически справедливо, сообщил РИА «Новости» заместитель директора института Владимир Лавров.

Ленинградский вокзал 9 июля на несколько часов стал Николаевским. За день руководство «Российских железных дорог» дважды переименовало вокзал: сначала вернуло ему историческое название Николаевский, а затем заявило, что название пока останется прежним. Вызвавшее большой общественный резонанс сообщение пресс-служба госмонополии назвала технической накладкой. Вся история продолжалась менее четырех часов.

«Принимая во внимание исторические заслуги императора Николая I в основании железнодорожного дела в России и инициирование им строительства этого вокзала, Институт российской истории считает исторически справедливым возвращение Ленинградскому вокзалу названия Николаевский», -- говорится в заключении, которое зачитал Лавров.

По его словам, это исследование проведено по заказу РЖД.

В свою очередь зампред комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова Общественной палаты Елена Зелинская сообщила, что комиссия подготовила письмо, в котором предлагает создать специальную комиссию по топонимике (наука о происхождении слов), в которую вошли бы историки, общественные деятели, представители руководства, чтобы выработать систему изменения исторических названий в России.

«На наш взгляд, необходимо, чтобы в стране была понятная практика на эту тему», -- сказала Зелинская.

Со своей стороны руководитель общественного движения «Возвращение», которое выступило инициатором возвращения вокзалу дореволюционного названия, Юрий Бондаренко заявил, что необходимое законодательство в стране есть, нужны только воля и желание применять его.

«Наше движение сначала пыталось максимально уйти от какой-либо политики. Мы призываем наших оппонентов, население вспомнить, что каждое историческое название -- памятник культуры», -- сказал Бондаренко.

Петра Войкова забыть!

Бондаренко напомнил и об инициативе переименования станции московского метро «Войковская» -- по его словам, этот вопрос в компетенции мэра Москвы. Он выразил мнение, что против такого переименования не выступила бы ни одна политическая партия, включая коммунистов.

Слухи о переименовании метро «Войковская» ходят с 2007 года. Эта станция названа в честь революционера Петра Войкова, одного из исполнителей казни царя Николая II и его семьи. В частности, он принял активное участие в попытке уничтожить останки императора.

А коммунисты против

Компартия расценила приказ о переименовании Ленинградского вокзала как чрезвычайное происшествие и идеологическую провокацию, направленную на «разжигание политической конфронтации». Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников считает, что в народе новое название вообще не будет воспринято.

Переименовать -- не переименовать…

В минувший четверг пресс-служба РЖД сообщила, что глава компании Владимир Якунин подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский. В сообщении говорилось, что «возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала». Сам Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» объяснил это решение политикой госмонополии -- «историзм и преемственность» -- и пообещал продолжать возвращение вокзалам исторических названий.

РПЦ и фонд «Возвращение» приветствовали решение руководства РЖД.

Позже пресс-служба РЖД сообщила, что окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято, хотя вопрос действительно обсуждается.

Ленинградский вокзал -- самый старый вокзал Москвы, он был построен в 1844-1851 годах на Каланчевской (ныне Комсомольская) площади по проекту архитектора Константина Тона и с 1856 года назывался Николаевским. В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя Октябрьский получил и вокзал. А через год в связи с переименованием Петрограда в Ленинград вокзал стал называться Ленинградским.

Вокзал был назвал в честь Николая I его сыном Александром II после его прихода к власти, и не случайно. Именно Николай I стоял у истоков создания железных дорог в России.

В феврале 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург--Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено архитектору Тону, который спроектировал Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.

Для строительства вокзала в Москве было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля. В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. Вокзалы в обоих городах возводились по единому проекту.

Ленинградский вокзал несколько раз переоборудовали, а в 1977 году реконструировали и выстроили новые здания.

Как тебя на самом деле зовут-то?

Ленинградский вокзал не единственный железнодорожный терминал столицы, носящий в настоящий момент не то название, под которым создавался. Его сосед -- Казанский вокзал до 1894 года назывался Рязанским вокзалом. Именно в этом году поезда из Москвы стали ходить и до столицы нынешней Татарии, раньше железнодорожного сообщения между этими городами не было.

Савеловский вокзал долгое время носил имя Бутырского, так как строился в 1898-1902 годах на территории Бутырской заставы, которая находилась тогда за чертой Москвы.

Киевский вокзал до 1945 года был Брянским. В год окончания войны к перронам был пристроен выход со станции метро «Киевская», что и предопределило переименование вокзала.

Рижский же вокзал и вовсе четыре раза менял название. До 1930 года этот железнодорожный терминал назывался Виндавским вокзалом, до 1942-го -- Балтийским и до 1946-го -- Ржевским.

Полная версия