Отличникам ЕГЭ нравится, двоечникам -- нет
Исследование социологов показало, что позитивно к обязательной сдаче ЕГЭ относятся хорошие ученики, передовые педагоги и родители, обладающие полной информацией об экзамене. А вот ученики-двоечники, учителя-ретрограды и неинформированные родители настроены по отношению к единому экзамену скептически.
С 26 мая по 19 июня впервые все российские выпускники в обязательном порядке будут сдавать единый государственный экзамен. Накануне главного школьного испытания сотрудники ВЦИОМа провели серию фокус-групп со старшеклассниками, родителями выпускников, учителями и в результате создали портреты типичных сторонников и противников ЕГЭ.
Сторонники
Среди сторонников ЕГЭ -- отличники и хорошисты, ответственно относящиеся к своей учебе, верящие в свои силы; школьники, чьи брат, сестра или близкий друг уже сдавали такой экзамен; передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией -- как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в вуз. Как отметил один из педагогов, «раньше -- экзамен прошел, а учителя три дня пишут работы за учеников. Теперь такого не будет!». За единый экзамен выступают и родители с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ облегчает поступление в вуз, полагающие, что этот экзамен мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно относиться к учебе.
Противники
Среди противников ЕГЭ -- двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи; ребята с повышенным уровнем тревожности; категория школьников, считающих, что раньше «можно было быть зачисленным в вуз, заплатив за поступление»; учителя, предпочитающие следовать исключительно старым методам в работе и избегающие каких-либо нововведений; родители, испытывающие недостаток достоверной информации о ЕГЭ.
Вокруг ЕГЭ
Исследование показало, что в обществе есть понимание необходимости системных изменений в сфере образования. И респонденты признают ЕГЭ эффективным инструментом выявления проблемных зон в образовании для их улучшения в будущем. Кроме того, выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми. Учителя особенно отметили необходимость повышения профессиональной квалификации учительского сообщества для обеспечения успешной сдачи ЕГЭ школьниками.
Инициативное исследование ВЦИОМа прошло в апреле 2009 года в Москве. Проведено девять фокус-групп: с учениками 9-х и 11-х классов, родителями учеников 9-11-х классов, учителями (преподающими как обязательные для сдачи предметы, так и предметы «по выбору»). Исследование будет продолжено в мае в одном из городов СФО.