Глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что так называемый список Магнитского – перечень чиновников, против которых США ввели визовые ограничения, - нарушает презумпцию невиновности. Вина лиц, присутствующих в «списке», не доказана.
«Списки - они, по сути дела, пытаются решать за нас, кто виноват... Не уважать нашу судебную систему мы не имеем права, и никто из наших зарубежных партнеров не правомочен принимать решения за нашу судебную систему или навязывать нам решения, которые только может принять наша судебная система», - заявил Лавров в эфире радиостанций «Голос России», «Радио России» и «Эхо Москвы» в ходе интерактивного общения с радиослушателями.
При этом, подчеркнул министр, «список» не подорвет российско-американские отношения. «Если говорить о нашей работе с администрацией Обамы, то удалось создать такую конструкцию под эгидой и под повседневным контролем двух президентов, которая устойчива к очень многим попыткам ее нарушить, - сказал Лавров. - Я уверен, что список Магнитского как попытка вмешаться в наши внутренние дела и во многом как попытка подорвать линию, которую проводит президент Обама, может быть, даже в большей степени, нежели сама суть вопроса, авторов этого списка интересует межпартийная борьба в США накануне предвыборной кампании, эта попытка не увенчается успехом с точки зрения подрыва основ российско-американских отношений».
В июле Госдепартамент США внес имена российских официальных лиц, имеющих, по его мнению, отношение к смерти Магнитского, в «черный список» на получение виз. В него включены сотрудники ФСБ, полицейские высшего и среднего звена, тюремные охранники и врачи, прокуроры, налоговые аудиторы и инспекторы.
2 октября газета Guardian сообщила, что, по меньшей мере, 60 российским чиновникам, виновным, по мнению британских властей, в смерти юрисконсульта фонда Hermitage Capital Магнитского, запрещен въезд в Великобританию. Позднее в Лондоне опровергли данную информацию.
Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в московском СИЗО в ноябре 2009 года. По данным Генпрокуратуры, смерть 37-летнего юриста фонда Hermitage Capital наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. Следствие установило, что Магнитский скончался в изоляторе из-за того, что ему вовремя не оказали медпомощь.
Ряд американских сенаторов и конгрессменов считают, что российские власти недостаточно тщательно расследуют дело о смерти юриста, и предлагают не только запретить нескольким российским чиновникам въезд в США, но и ввести в их отношении односторонние финансовые санкции.