В крушении «Булгарии» виновен Минтранс
Эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) обвинили в крушении теплохода «Булгария» Министерство транспорта.
Согласно докладу «Транспорт России: застой и деградация», подготовленному экспертной группой в составе Василия Колташева, Бориса Кагарлицкого и Анны Очкиной, в транспортной системе страны почти повсеместно проявляются признаки застоя или деградации.
«Страшная катастрофа «Булгарии» лишь предупреждение. 50,6% судов в России на начало 2009 года значились построенными до 1979 года. Среди пассажирских кораблей этот показатель составляет 55,4%. Многие из них изношены до предела», - отмечает Василий Колташов.
Согласно докладу, результатами работы министерства стали дорогостоящие и плохие автодороги, а также общий износ транспортных средств и инфраструктуры. Бюджетные расходы на транспортные проекты высоки, однако Минтранс под руководством Игоря Левитина расходует средства неэффективно. По мнению ИСГО, проводимая ведомством политика обременительна для экономики и населения.
Высокая стоимость строительства дорог связана не с их качеством, а с так называемыми «коррупционными издержками», которые составляют не менее 25% от цены строительства. На сегодняшний день средняя цена строительства одного километра автодороги оценивается в $13 млн. Средняя стоимость автомобильных дорог, предполагаемых к сооружению по программе развития транспортной системы России в 2010–2015 годах, составляет около $18 млн за километр. В ИСГО полагают, что возглавляемый Игорем Левитиным Минтранс пытается увеличить прибыль группы привилегированных компаний. При этом чиновники не заинтересованы ни в снижении стоимости строительства, ни в повышении его качества.
Эксперты ИСГО пришли к выводу, что главная задача проводимой Минтрансом политики, - обеспечение рентабельности частных компаний, работающих в сфере дорожного строительства. В частности, приоритет отдается денежным расчетам, а не наличию рынка и конкуренции. Единичные уголовные дела при массовости хищений на строительстве автомобильных дорог указывают на то, что данный вид работ в большой мере является формой государственной финансовой поддержки привилегированных предприятий. Потребности российского внутреннего рынка в развитии автодорожных сообщений игнорируются чиновниками.
Эксперты ИСГО считают «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года» популистским документом, в основе которого лежит не необходимость обеспечить экономике дешевый, разветвленный, консолидированный и эффективный транспорт, а стремление использовать транспорт как источник доходов. Данная политика находится в противоречии с интересами национального рыночного развития. В результате 20% от цены товара в России составляют транспортные издержки, что более чем вдвое превышает уровень Евросоюза. Согласно докладу, деятельность Минтранса не удовлетворяет экономическим потребностям страны, а руководство ведомства дискредитировало себя. Эксперты настаивают на разработке качественно иной антикризисной и экономической политики, что невозможно без изменения отношения государства к транспорту.