Каждому банку по своему «Оборонсервису»
В Коптевском районном суде проходят слушания по делу московского предпринимателя и президента Клуба классических автомобилей Бориса Баженина, обвиняемого в уклонении от погашения кредита на сумму более 30 млн рублей. Сам Баженин вины не признает и утверждает, что кредит изначально был обеспечен продукцией его фирмы. Банк, тем не менее, ссылаясь на спорный договор личного поручительства, настаивает на личной ответственности фигуранта и конфискации его имущества.
Истцом по делу выступает ОАО АКБ «РосЕвроБанк». Предполагается, что на ближайшем слушании, которое состоится 7 ноября, выступят свидетели обвинения - бывший сотрудник Коптевского отдела УФССП Максим Диденко и летчик Николай Смыслёнов. Впрочем, сам Борис Баженин сомневается, что Диденко явится в суд: одиозная персона экс-пристава сыграла слишком большую роль в дискредитации банка.
История этого дела восходит к 2006 году, когда Баженин взял в ОАО АКБ «РосЕвроБанк» кредит на развитие своей фирмы, занимающейся продажей сейфов. Сумма кредита составила 29 млн рублей. В качестве залога предприниматель предоставил сейфы, совокупная стоимость которых превышала сумму кредита более чем в два раза. В 2008 году, за год до наступления срока, банк в одностороннем порядке изменил условия договора и потребовал от Баженина досрочного погашения кредита, который изначально был дан на три года. Получив отказ, ОАО АКБ «РосЕвроБанк» заявил, что Баженин брал кредит под личное поручительство, и начал ходатайствовать об аресте имущества бизнесмена. Упомянутые сейфы при этом находились на складе, адрес которого банку был известен. Однако этот залог для кредитной организации оказался, по всей вероятности, не интересным, поскольку так и остался не тронутым. В результате, в апреле 2009 года ФССП было арестовано 11 раритетных ретро-автомобилей из личной коллекции предпринимателя, а в отношении самого Баженина уже в мае 2012 году возбуждено уголовное дело по статье 177 УК – уклонение от погашения кредитной задолженности.
Предприниматель свою вину не признает и считает, что дело было возбуждено исключительно с целью давления на него и захвата личного имущества. В частности, Баженин настаивает, что личного поручительства по кредиту не давал, а соответствующие документы, на основании которых банк выстраивает свои обвинения, были сфальсифицированы. Этот факт подтверждает криминалистическая экспертиза, которую по запросу защиты Баженина подготовило «Независимое агентство Эксперт». Эксперты-криминалисты сделали вывод: «оттиски штампов на обратной стороне 3-й страницы в представленных на исследование договоре поручительства №1978/КП-ПФ/06 от 3 марта 2006 г. и договоре поручительства №1978/КП-2-П/08 от 28 марта 2008 г. выполнены с промежутком от 1 до 2 месяцев». Иными словами, документы, которые ОАО АКБ «РосЕвроБанк» предоставил в суд, по мнению экспертов агентства, были изготовлены задним числом.
На вопрос, каким образом на данных бумагах могла оказаться его подпись, предприниматель объясняет, что, скорее всего, работавший у него в должности начальника юридического отдела Андрей Милов в начале 2008 года, по всей видимости, уже работая на ОАО АКБ «РосЕвроБанк», злоупотребив доверием, среди множества документов подсунул на подпись бумагу, мотивируя тем, что это договор другой природы. Тот же Милов, имея как корпоративную доверенность, так и личную, в апреле 2009 года по собственной инициативе от имени Баженина отказался обжаловать решение Коптевского суда, а на следующий день после подписания отказа от кассации, просто исчез. Тем не менее, именно документ о личном поручительстве Баженина, который оказался в распоряжении банка, дал основания для осуществления рейдерского захвата имущества бизнесмена и последующего заведения на него уголовного дела.
Свидетель номер один
Операцию по отъему движимого и недвижимого имущества обвиняемого возглавил на тот момент еще штатный пристав Коптевского УФССП Диденко, который самостоятельно оценил «на глаз» семь изъятых у Баженина олд-каров в 210 тысяч рублей, то есть каждую из раритетных машин – в 30 тысяч рублей. По такой цене машины позднее были проданы на торгах без соответствующего постановления суда, которое предусматривает российское законодательство.
Впрочем, после недавнего появления этой информации в СМИ («Новая газета» от 28.09.2012) пресс-служба ФССП спохватилась и заявила, что автомобили были реализованы по общей стоимости более чем 2,2 млн рублей. Хотя этот факт вряд ли оправдывает действия приставов, с учётом проведенной в августе 2012 года экспертизы Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). По данным НАМИ, рыночная стоимость автомобилей – около 12,5 млн рублей (источник – «Новая газета» от 02.11.2012).
Так или иначе, после этой истории пристав Диденко был уволен из ФССП. Правда, накануне своего увольнения, в июне текущего года, пристав успел описать и вывезти все имущество из квартиры, которую по документам вместе с аудио-, видео-, бытовой техникой и мебелью арендует теща Баженина. Диденко явился в компании крепких молодых людей с сомнительными удостоверениями (не работников ФССП). Их не остановили даже предъявленные хозяином жилплощади документы – свидетельство о собственности на квартиру и договор найма, подтверждающий, что квартира арендуется вместе с имуществом. В результате дорогостоящая техника и мебель были вывезены в неизвестном направлении.
Когда купил, не помню
Предполагается, что вторым свидетелем обвинения по данному делу на заседании 7 ноября выступит пилот Николай Смысленов. С Бажениным его связывает увлечение раритетными автомобилями. В августе 2008 года Смысленов заключил, с тогда еще не обвиняемым, бизнесменом сделку по купле нескольких машин, общей стоимостью порядка 15 млн рублей. Дату сделки в суде подтвердили два свидетеля защиты - Константин Выклюк и Александр Васенин, которые присутствовали непосредственно при её заключении.
Следствие же настаивает, что Баженин в обход ОАО АКБ «РосЕвроБанк» продал автомобили на год позже, в 2009 году, когда исполнительное производство по делу уже находилось в активной фазе. Показания Выклюка, Васенина и самого Баженина суд в расчет не принимает, поскольку основывается на показаниях Смысленова: в мае текущего года сотрудники правоохранительных органов застали его врасплох, сразу после очередного рейса, он не смог вспомнить точную дату сделки и, не осознавая принципиальности этого вопроса, дал показания в пользу обвинения.
По словам самого Баженина, Смыслёнов - занятой человек, сделка с автомобилями для него - дело давно минувших лет. Поэтому немудрено, что в стрессовой ситуации он не смог вспомнить точную дату договора. Кроме того, следователи не гнушались методами психологического воздействия и записывали допрос Смыслёнова на видеокамеру, угрожая тому уголовной ответственностью за изменение первоначально данных, ошибочных показаний, рассказал Баженин. Возможно, именно поэтому Смыслёнов может явиться в суд в качестве свидетеля обвинения, не выступив в защиту бизнесмена на предыдущем заседании.
Игра без правил
Между тем, по данным защиты, ОАО АКБ «РосЕвроБанк» пытается оказывать давление не только на свидетелей, но и на самого предпринимателя: в июне 2012 года сотрудники банка получили незаконный доступ к биллингу мобильного телефона Баженина, обзвонили всех абонентов, распространяя ложную информацию о его личности и выставляя предпринимателя в неблагоприятном свете. Кроме того, банк опубликовал в интернете ряд клеветнических материалов, а также, не утруждая себя банковской этикой в вопросах сохранения конфиденциальной информации о клиенте, направил официальные письма зарубежным партнерам Баженина по бизнесу, описывающие его финансовые взаимоотношения с банком и предлагающие ознакомиться с вышеупомянутыми материалами в интернете, банком же и подготовленными.
В данном контексте любопытен тот факт, что к материалам уголовного дела не были приобщены документы позитивного восприятия обвиняемого. Между тем Борис Баженин принимает активное участие в развитии автомобильного спорта в России. Будучи президентом клуба «Классические автомобили», он является организатором ретро-ралли «Золотое Кольцо». Это мероприятие любимо не только российскими ценителями автоспорта: ежегодно оно привлекает десятки участников из Италии, Люксембурга, Нидерландов, Великобритании, Польши, Канады, Финляндии и США.
Естественно ожидать, что обе стороны будут до последнего отстаивать свои позиции: в случае проигрыша Баженину грозит до двух лет лишения свободы, а ОАО АКБ «РосЕвроБанк» при таком наборе противоправных действий может «доиграться» до вполне закономерных оснований на отзыв лицензии.