Москва
18 января ‘25
Суббота

ГУВД создаст банк данных об украденных телефонах

ГУВД Москвы хочет перенять опыт австралийских коллег и создать единый банк данных о похищенных и потерянных мобильных телефонах и SIM-картах. Идея в том, чтобы запретить операторам сотовой связи поддерживать работу украденных трубок, что сделает бессмысленным их воровство.

«Для борьбы с хищениями мобильных телефонов требуется создание единого интегрированного банка данных похищенных и утраченных трубок, а также SIM-карт. На базе какого органа, учреждения или организации он будет создаваться, в принципе, не существенно, главное в этом процессе - наладить обмен информацией по похищенным и утерянным телефонам и возможность правоохранительным органам оперативно воспользоваться созданной базой и услугой оператора по отслеживанию нелегального владельца и его соединений», - сообщил РИА «Новости» официальный представитель ведомства Сергей Гуляев.

По его словам, необходимо законодательно запретить операторам сотовой связи эксплуатацию таких трубок и SIM-карт под угрозой лишения лицензии.

«Похищенная трубка просто не может работать»

Гуляев отметил, что в некоторых странах подобные проекты уже существуют. «Например, в Австралии запущена экспериментальная система обнаружения похищенных телефонов. Проект поддерживают все операторы мобильной связи на этом континенте. Под эгидой Австралийской ассоциации мобильной связи (АМТА) создана база данных со списками похищенных телефонов и их IMEI-номеров. Похищенная трубка просто не может работать ни в одной из австралийских сетей сотовой связи», -- пояснил он.

Гуляев обратил внимание, что мировой опыт применения подобного «черного списка» говорит об его эффективности. Через два месяца после введения такой меры австралийским оператором Telstra количество хищений сократилось на 23%.

Уголовная ответственность за «перепрошивку»

Кроме того, в ГУВД считают, что необходимо ввести уголовную ответственность за перепрограммирование телефона -- его «перепрошивку». В России эта процедура распространена для так называемых «серых» телефонов, например, iPhone, контрабандные поставки которого в страну начались задолго до появления официальных каналов поступления устройства.

«Российским законодательством ответственность за данное деяние не предусмотрена, а компаниям сотовой связи безразлично, какой идентификационный номер у телефона, подключенного в сеть, - главное, если услуги связи оплачены. На наш взгляд, для разрешения данной проблемы следует предусмотреть уголовную ответственность», -- пояснил Гуляев.

По данным ГУВД, всего за девять месяцев на территории Москвы было похищено более 9 тысяч мобильных телефонов. Гуляев говорит, что практически каждое третье преступление, совершаемое в крупных городах, связано с хищением сотового телефона.

Ссылаясь на постановление судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, Гуляев заявил, что детализация телефонных переговоров не относится к тайне связи и для ее получения достаточно санкции прокурора на постановление о производстве выемки. «При производстве предварительного следствия обязательного судебного решения требует только установление содержания телефонных переговоров», -- уточнил он.

Полная версия